/

Наумова Диана Викторовна

Тип культуры как детерминанта формирования ценностных ориентаций российской студенческой молодёжи


Наумова Д. В. Тип культуры как детерминанта формирования ценностных ориентаций российской студенческой молодёжи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 117-126.

DOI: 10.15382/sturIV202056.117-126

Аннотация

В статье автор сделал попытку определить и проанализировать детерминанты развития авторитарных и профессиональных установок у современной студенческой молодежи. Автор описал и обосновал выбранные методики исследования: Дж. Таусенд «Тест культурно-ценностных ориентаций», Т. Адорно «Опросник общественного мнения», Э. Шейн «Якоря карьеры». В ходе исследования были сформированы три группы, куда вошли респонденты, приписывающие себя к одному из трех типов культуры: традиционной, современной и динамически развивающейся культуре. Во всех трех группах одинаково высокие значения имеют шкалы «авторитарная агрессия» и «авторитарное подчинение», а в группе «настоящее» — высокие показатели приверженности антидемократической идеологии (по методике Т. Адорно), а также шкалы «служение» и «стабильная работа» (по методике Э. Шейна «Якоря карьеры»). Анализируя полученные результаты, автор приходит к выводу о том, что респонденты могут причислять себя к любому типу культуры, но традиционные установки на профессиональную жизнь сохраняют свою значимость, что противоречит современным трендам развития рынка труда и профессий. Респонденты, относящие себя к современной культуре, наиболее подвержены антидемократической идеологии.

Ключевые слова

культура, ценности, социальные установки, авторитаризм, авторитарный синдром, профессия, профессиональная идентичность, профессиональные установки, молодежь

Список литературы

  1. Блау М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель // Американская социологическая мысль: тексты / ред. В. И. Добреньков. М., 1994. С. 8–29.
  2. Демидова Т. Е. Организационная культура как психологический фактор карьерных ориентаций личности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 125. С. 22–27.
  3. Егоров И. В. Специфика гражданской и профессиональной идентичности студенческой молодежи России в зависимости от типа аттитюда патриотизма // Актуальные проблемы психологического знания. 2018. № 4 (49). С. 51–61.
  4. Маркин В. Н. Детерминанты формирования индивидуальной карьерной стратегии // Социальная психология и общество. 2011. № 4. Портал психологических изданий PsyJournals.ru. URL: http://psyjournals.ru/social_psy/2011/n4/48487_full.shtml (дата обращения: 20.12.2019).
  5. Шнейдер Л. Б., Сташкевич О. Л. Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. № 50. С. 11–21.

Данные об авторе

Наумова Диана Викторовна


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-7427-0079;
Электронный адрес: seroglazka3@yandex.ru.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а.