/

Литвинова Светлана Николаевна

Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника


Литвинова С. Н. Феномен игровой детской субкультуры современного дошкольника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 56. С. 106-116.

DOI: 10.15382/sturIV202056.106-116

Аннотация

Целью статьи является исследование феномена игровой детской субкультуры с учетом современной социокультурной ситуации развития дошкольника. В статье определены проблемные точки в теории и практике дошкольного образования с позиции применения игровых технологий. Уточнено понятие игровой детской субкультуры. С помощью метода анализа ранних детских воспоминаний и наблюдений за играми детей дошкольного возраста установлены характеристики игровой детской субкультуры. Представлены результаты рейтинга популярности детских мультфильмов, показана эмпирическая связь между содержанием детских игр и популярными мультипликационными сюжетами. Выявлено, что в игре современного дошкольника отражаются архетипичные и современные социокультурные игровые модели. Установлено, что игровая детская субкультура связана с потребностями детей независимо от времени. Определены факты продуктивной комбинаторики детей дошкольного возраста, которая выражается в интеграции разнородных ролей и сюжетных линий, что отражает потребность ребенка максимально реализовать собственные желания в ситуации «здесь и сейчас», комбинировать имеющиеся представления об окружающей действительности и создавать новые игровые ситуации. Результаты исследования феномена детской игровой субкультуры позволили автору сделать вывод о необходимости разработки игровых технологий, которые позволят ребенку погрузиться в пространство собственных игровых возможностей и развить комплекс значимых навыков будущего, таких как креативное мышление, коммуникативность, изобретательность, способность реагировать на изменения в игровой ситуации и другие.

Ключевые слова

игра, игровая детская субкультура, социокультурные условия развития дошкольника, типичные игровые модели, сюжетно-ролевая игра

Список литературы

  1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  2. Басенкова Л. В. Современная детская игровая субкультура и моделирование социальных отношений // Вестник ВГГУ. 2009. № 4. С. 96–98.
  3. Иванова Н. О детской субкультуре // Дошкольное воспитание. 2004. № 4. С. 187–207.
  4. Кудрявцев В., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 87–91; № 4. С. 64–68.
  5. Литвинова С. Н. К проблеме содержания сюжетно-ролевых игр современных дошкольников // Традиции и инновации в дошкольном образовании: Сборник тезисов международной научно-практической конференциям. МПГУ, 2007. С. 157–161.
  6. Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 1.

Данные об авторе

Литвинова Светлана Николаевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Институт делового администрирования ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет»; Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4;
Должность: директор;
ORCID: 0000-0002-4589-3688;
Электронный адрес: _litsveta_@mail.ru.