/

Феликсов Сергей Владимирович

Эссе как конкурсное задание Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»: нормативные требования и методические указания по написанию и оцениванию


Феликсов С. В. Эссе как конкурсное задание Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»: нормативные требования и методические указания по написанию и оцениванию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 23-43.

DOI: 10.15382/sturIV201955.23-43

Аннотация

В предлагаемой работе впервые приводится система нормативных требований и методических указаний по написанию и оцениванию эссе как конкурсного задания Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», а также обосновывается введение в научно-педагогический оборот в связи с рассматриваемым вопросом термина «теолингвистическая компетенция». Отмечается, что олимпиадное эссе представляет собой сложное творческое задание, связанное с созданием оригинального текста по типу рассуждения на заданную теологическую тему. Исходя из приведенной дефиниции, устанавливаются композиционные части олимпиадного эссе: 1) вступление; 2) основная часть (включающая в себя формулировку проблемы и ее комментарий, определение позиции автора, выражение пишущим собственной точки зрения и ее аргументацию); 3) заключение. Постулируется, что данное задание призвано выявить у участников олимпиады комплекс освоенных ими компонентов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в рамках формирования теолингвистической компетенции. Разработанные нормативные требования по написанию олимпиадного эссе позволили автору выделить и обосновать систему критериев его оценивания с учетом (1) содержания, (2) речевого оформления и (3) грамотности. В заключение делается вывод, согласно которому представленная система оценочных критериев способна в целом дать объективную картину результатов творческого труда участников олимпиады, связанных с написанием эссе.

Ключевые слова

общероссийская олимпиада школьников, основы православной культуры, православная педагогика, теолингвистика, теология, теолингвистическая компетенция, религиозный стиль речи, религиозный дискурс, эссе, задание с развернутым ответом, критерии оценивания

Список литературы

  1. Александров В. Н., Александрова О. И., Зверева Е. Н. и др. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. М., 2019.
  2. Арбатская О. А. Русский язык и культура речи: Практикум. М., 2018.
  3. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
  4. Ицкович Т. В. Жанровая систематизация религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016.
  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 2008.
  6. Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М., 1994.
  7. Крундычев А. А. Как работать над сочинением. СПб., 1992.
  8. Лосева Л. М. Как строится текст. М., 1980.
  9. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М., 2014.
  10. Мишланов В. А., Худякова Е. С. О жанровой специфике текстов церковно-религиозного стиля // Филологические заметки. 2008. Т. 2. С. 28.
  11. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М., 1987.
  12. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.
  13. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.
  14. Постовалова В. И. Теолингвистика в современном религиозном дискурсе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. № 4. С. 56–103.
  15. Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: Cправочник автора и издателя. М., 2015.
  16. Ташлыков С. А. Сочинение: секреты жанра. Иркутск, 2001.
  17. Филиппова О. А. Явление речевой агрессии в современных условиях общения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 87–92.
  18. Цыбулько И. П., Александров В. Н., Арутюнова В. Е. и др. Русский язык: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М., 2019.

Данные об авторе

Феликсов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.