/

Безрогов Виталий Григорьевич; Тендрякова Мария Владимировна

Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы


Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110-127.

DOI: 10.15382/sturIV201955.110-127

Аннотация

Данная статья является продолжением публикации1 об образе города в учебнике Н. А. Корфа «Наш друг: книга для чтения в школе и дома». Пособие было впервые издано в 1871 г., а в 1881 подвержено кардинальной переработке. В предыдущей статье рассматривался концепт «город» в первых восьми изданиях, в данной статье — его изменение, осуществимое в 9-м издании и зафиксированное вплоть до последнего, 19-го, издания в 1908 г. Единый учебник был поделен на две части. Одна часть сохранила предыдущее название, другая — стала к ней «Руководством». В «Руководство к “Нашему другу”» Корф добавил девять специальных глав о различных российских городах от Новгорода, с которого начиналась русская история, до Тифлиса, где она развивалась в сторону территориального расширения. Страна, в которой «настоящими» городами были только Петербург и Москва, превращена новой редакцией популярного учебника в страну, где блеск столиц секуляризирован. Учебник рассказывает и о других городских центрах. Столичный город перестает быть главным, единственным, определяющим бытие. Его статус уже определяет не только монарх, но также история, торговля, образование, а постепенно и производство. Неприятие городов сельской Россией, как оно существовало в первой редакции учебника, остается и теперь, но позитивная роль урбанизации уже признана. В статье показано, как российский учебник для чтения Н. А. Корфа стремится преодолеть характерную для учебников его эпохи идеализацию абстрактной сельской жизни, для того чтобы стать ученикам сельской школы настоящим «другом нашим» в совершенствовании села, в налаживании его диалога с городом. Проанализированы текстуальные дополнения и впервые появившийся визуальный ряд данного учебника. До 9-го издания иллюстраций в «Нашем друге» не было. Иллюстрации помещены теперь и в первую, основную, часть пособия, и в дополнительную. Включенные в визуальный ряд городские сюжеты демонстрируют переходный этап в понимании города от традиционного доиндустриального к модернизирующемуся. Новое понимание концепта «город», при всей его противоречивости, обусловило зарождение инструментального отношения к городскому феномену. На новых пособиях Корфа выросло поколение, из которого вышли «социальные инженеры» 1910-х и 1920-х гг., преобразовавшие реальную жизнь российских городов.

Ключевые слова

Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX века

Список литературы

  1. Десятерик В. И. Павленков. М., 2006.
  2. Детство в европейских автобиографиях: от Античности до Нового времени. Антология / ред.-сост. В. Г. Безрогов, Ю. П. Зарецкий, О. Е. Кошелева. СПб., 2019.
  3. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
  4. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
  5. Корф Н. А. Русская начальная школа. Изд. 6-е. СПб., 1879.
  6. Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. Вып. 51. 2018. С. 77.
  7. Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
  8. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  9. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. Вып. 4 (44). 2017. С. 22–32.
  10. Тендрякова М.В., Безрогов В.Г. Корф и город: fi gura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  11. Ahier Jo. Industry, Children and the Nation. An analysis of national identity in school textbooks. London, 1988.
  12. Elson R. M. Guardians of Tradition. American Schoolbooks of the Ninteenth Century. Lincoln, 1964.
  13. Nordeborg M. The “Good Child” and Nation-Building in Japan — The First Japanese Primary School Reader. Göteborg, 2007.
  14. Pantle U. Bei uns in der Stadt. Kindliche Lebenswirklichkeiten und fi ktive Stadträume in deutschsprachigen Fibeln // Axel Sowa, Susanne Schindler (hrsg.). Candide. Journal for Architectural Knowledge. Heft 1/2009. S. 69–96.

Данные об авторе

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.

Тендрякова Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.

Благодарности

Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.