В статье анализируется социально-педагогическая система, предложенная известным немецким педагогом второй половины ХIХ — начала ХХ в. Бертольдом Отто, апологетом свободного воспитания подрастающего поколения. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются исторический, культурологический, системный, позволившие установить сущностные характеристики, особенности процесса свободного воспитания в Германии указанного периода. Теория свободного воспитания рассматривается автором как объективная историческая и культурная составляющая гуманистической традиции зарубежного образования, а также как субъективный компонент ее содержательного наполнения. Анализ трудов педагога позволяет сделать вывод о сущности и содержании педагогической системы Бертольда Отто. Она складывается из раскрытия основ воспитания подрастающего поколения, дидактической теории, подготовки педагогических кадров. Гуманистическая система свободного воспитания Б. Отто представляет собой достаточно противоречивое явление. Вместе с тем данный историко-культурный феномен философии образования является важным элементом общепедагогической системы, которая сложилась и развивается до настоящего времени в контексте философских воззрений и психолого-педагогических теорий XX в., и имеет свои концептуальные особенности. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного германского педагога и общественного деятеля Б. Отто.
Бертольд Отто, школа свободного воспитания, воспитание подрастающего поколения, дидактическая теория, подготовка педагогических кадров
Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00013).