/

Косолапова Татьяна Витальевна

Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности


Косолапова Т. В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 44-56.

DOI: 10.15382/sturIV201955.44-56

Аннотация

В статье рассматриваются основные тенденции развития современных воскресных школ, анализируются изменения церковной нормативной базы по регламентации деятельности церковно-приходских воскресных школ в течение последних 20 лет и исследуются основные проблемы их деятельности. С целью расширения сотрудничества и распространения опыта успешного функционирования церковно-приходских воскресных школ предлагается к рассмотрению организация деятельности в воскресной школе, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска. В этой школе кроме обучения религии большое внимание уделяется участию воспитанников в литургической жизни Прихода и занятиям практической направленности. Но главной особенностью этой школы является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи учащихся и их участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Для реализации такого сотрудничества разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное соработничество в деле воспитания подрастающего поколения. В качестве примера по осуществлению семейного духовно-нравственного воспитания дается описание нескольких совместных семейных мероприятий. Такое взаимодействие детей, родителей, педагогов и священнослужителей способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного Прихода и органичному сочетанию полученных учащимися в воскресной школе духовных знаний и духовной практики с современной жизнью.

Ключевые слова

воскресная школа, духовно-нравственное воспитание, обучение религии, воцерковление, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», церковная нормативная база, интегрированные учебные курсы, контроль итоговых знаний, основы вероучения, семейные мероприятия

Список литературы

  1. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43–55.
  2. Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды — ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5 (143). С. 4.
  3. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (04.10.2019).
  4. Косолапова Т. В. Организация совместных семейных мероприятий в воскресной школе, как способ формирования единой воспитательной среды // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования Эвенсис. Томск, 2016. № 1. С. 60.
  5. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  6. Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13–20.
  7. Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24–29.
  8. Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxiipravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (04.10.2019).
  9. Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-detej-russkoj-pravoslavnojcerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii-2/ (дата обращения: 04.10.2019).
  10. Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: http://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 04.10.2019).
  11. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 04.10.2019).

Данные об авторе

Косолапова Татьяна Витальевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Приход храма во имя св. блг. князя Александра Невского г. Иркутск; Российская Федерация, 664056, г. Иркутск, ул. Якоби, д. 3;
Должность: директор воскресной школы;
ORCID: 0000-0002-4492-2758;
Электронный адрес: kcenianev@mail.ru.