/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :55

ПЕДАГОГИКА

Скворцов Павел Михайлович; Скворцова Ярославна Владимировна

Принцип объективного оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей

Скворцов П. М., Скворцова Я. В. Принцип объективного оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 9-22

DOI: 10.15382/sturIV201955.9-22
В статье рассматривается вопрос объективности оценивания учебных достижений студентов педагогических специальностей в организациях высшего образования в рамках реализуемого компетентностного подхода. Анализируются сложности реализации компетентностного подхода в высшем образовании в целом и педагогическом образовании в частности. Приводятся отличия компетенций специалиста с высшим образованием по сравнению с квалифицированным рабочим (служащим) и специалистом среднего звена. Предлагается принцип объективного оценивания результативности освоения студентами профессиональных образовательных программ, в основу которого положена необходимость внешней оценки третьей стороны, помимо оценки преподавателя и самооценки студента. Выдвигаются условия, при соблюдении которых возможна объективная оценка успешности обучения. Обосновывается необходимость создания фонда оценочных средств по конкретной учебной дисциплине. Предлагается типология оценочных средств, позволяющих объективно оценить образовательные достижения студентов. Выделяются особенности контрольно-оценочных средств, диагностирующих уровень знаний и сформированность умений и навыков у студентов. Описываются качественные признаки контрольно-измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий, используемых при оценивании учебных достижений студента. Указываются возможности использования контрольно-измерительных материалов и компетентностно-ориентированных заданий в соответствии с их оценочными возможностями. Обосновывается выделение базового уровня учебных достижений студента как точки отсчета для дифференцированных и недифференцированных форм оценки.
принцип объективного педагогического оценивания, источники объективной оценки учебных достижений, фонд оценочных средств, контрольно-оценочные средства, контрольно-измерительные материалы, компетентностно-ориентированные задания, базовый уровень учебных достижений
  1. Виленский М. Я. и др. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе. М., 2006.
  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2006.
  3. История педагогики: Учебник для педагогических институтов. М., 1951.
  4. Колыхалова О. А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 11–25.
  5. Коржуев А. В. и др. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании. М., 2003.
  6. Краевский В. В. Методология педагогической науки. М., 2001.
  7. Литвинова С. Н., Танвель И. В. Проектирование профиля образовательной программы бакалавриата: маркетинговый подход // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 11–23.
  8. Михайловский М. Н., Хамматова Р. С. Компетентностный подход в сфере высшего образования // Современное образование: гипотезы и апробация результатов: Материалы научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». Самара, 2016. С. 135–139.
  9. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М., 2007.
  10. Попков В. А. и др. Дидактика высшей школы. М., 2008.
  11. Психология: Практикум для студентов медицинских вузов. / ред. Н. Д. Творогова. М., 2002.
  12. Рохлов В. С., Скворцов П. М. Всероссийская проверочная работа как механизм диагностики учебных достижений учащихся 11-х классов по биологии // Педагогические измерения. 2018. № 1. С. 61–67.
  13. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2009.
  14. Скворцов П. М. Контрольно-оценочные средства и их использование в обучении биологии // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: Сб. материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Д. И. Трайтака. М., 2017. С. 138–140.
  15. Скворцов П. М. Мониторинг учебных достижений учащихся 5-х классов по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО // География в школе. 2016. № 2. С. 47–52.
  16. Скворцова Я. В. Выявление уровня готовности первокурсников к обучению в медицинском колледже // Среднее профессиональное образование. 2014. № 6. С. 30–33.
  17. Скворцова Я. В. Организационно-педагогические основы преемственности общего и среднего профессионального образования (на примере медицинских специальностей): дис. … канд. пед. наук. М., 2014.
  18. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1583 (дата обращения: 08.10.2019).
  19. Федеральный государственный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования: Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. URL: http://fgosvo.ru/news/9/1426 (дата обращения: 08.10.2019).
  20. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. М., 2005.
  21. Шакурова М. В., Козельская К. А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 22–34.
  22. Шумова Н. С., Бабиева Н. С., Байковский Ю. В. Формирование навыка самооценивания у спортсменок-волейболисток // Теория и практика физической культуры. 2018. № 11. С. 14–16.
  23. Masalimova A. R., Mikhaylovsky M. N., Grinenko A. V., Smirnova M. E., Andryushchenko L. B., Kochkina M. A., Kochetkov I. G. The Interrelation Between Cognitive Styles And Copying Strategies Among Student Youth // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2019. Т. 15. № 4: em 1695. URL: http://www.ejmste.com/Issue-4-2019,6609 (дата обращения: 08.10.2019).

Скворцов Павел Михайлович


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: доцент кафедра педагогики и методики начального образования, зам. декана ПФ по научной работе;
ORCID: 0000-0001-8233-6162;
Электронный адрес: sturnus-68@mail.ru.

Скворцова Ярославна Владимировна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Первый медицинский государственный московский университете имени И. М. Сеченова; Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2;
Должность: ст. преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью и социальной работы;
ORCID: 0000-0003-0634-9871;
Электронный адрес: skv-yaroslavna@yandex.ru.
Феликсов Сергей Владимирович

Эссе как конкурсное задание Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»: нормативные требования и методические указания по написанию и оцениванию

Феликсов С. В. Эссе как конкурсное задание Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»: нормативные требования и методические указания по написанию и оцениванию // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 23-43

DOI: 10.15382/sturIV201955.23-43
В предлагаемой работе впервые приводится система нормативных требований и методических указаний по написанию и оцениванию эссе как конкурсного задания Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры», а также обосновывается введение в научно-педагогический оборот в связи с рассматриваемым вопросом термина «теолингвистическая компетенция». Отмечается, что олимпиадное эссе представляет собой сложное творческое задание, связанное с созданием оригинального текста по типу рассуждения на заданную теологическую тему. Исходя из приведенной дефиниции, устанавливаются композиционные части олимпиадного эссе: 1) вступление; 2) основная часть (включающая в себя формулировку проблемы и ее комментарий, определение позиции автора, выражение пишущим собственной точки зрения и ее аргументацию); 3) заключение. Постулируется, что данное задание призвано выявить у участников олимпиады комплекс освоенных ими компонентов универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) в рамках формирования теолингвистической компетенции. Разработанные нормативные требования по написанию олимпиадного эссе позволили автору выделить и обосновать систему критериев его оценивания с учетом (1) содержания, (2) речевого оформления и (3) грамотности. В заключение делается вывод, согласно которому представленная система оценочных критериев способна в целом дать объективную картину результатов творческого труда участников олимпиады, связанных с написанием эссе.
общероссийская олимпиада школьников, основы православной культуры, православная педагогика, теолингвистика, теология, теолингвистическая компетенция, религиозный стиль речи, религиозный дискурс, эссе, задание с развернутым ответом, критерии оценивания
  1. Александров В. Н., Александрова О. И., Зверева Е. Н. и др. Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. М., 2019.
  2. Арбатская О. А. Русский язык и культура речи: Практикум. М., 2018.
  3. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2003.
  4. Ицкович Т. В. Жанровая систематизация религиозного стиля на коммуникативно-прагматическом и категориально-текстовом основаниях: дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2016.
  5. Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 2008.
  6. Кохтев Н. Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М., 1994.
  7. Крундычев А. А. Как работать над сочинением. СПб., 1992.
  8. Лосева Л. М. Как строится текст. М., 1980.
  9. Мещеряков В. Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М., 2014.
  10. Мишланов В. А., Худякова Е. С. О жанровой специфике текстов церковно-религиозного стиля // Филологические заметки. 2008. Т. 2. С. 28.
  11. Морозова Н. П. Учимся писать сочинение. М., 1987.
  12. Озеров Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.
  13. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. Минск, 2001.
  14. Постовалова В. И. Теолингвистика в современном религиозном дискурсе // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2012. № 4. С. 56–103.
  15. Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: Cправочник автора и издателя. М., 2015.
  16. Ташлыков С. А. Сочинение: секреты жанра. Иркутск, 2001.
  17. Филиппова О. А. Явление речевой агрессии в современных условиях общения // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2009. № 3. С. 87–92.
  18. Цыбулько И. П., Александров В. Н., Арутюнова В. Е. и др. Русский язык: Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М., 2019.

Феликсов Сергей Владимирович


Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 115184, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2;
Должность: доцент кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-5928-3311;
Электронный адрес: svfeliksov@gmail.com.
Косолапова Татьяна Витальевна

Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности

Косолапова Т. В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 44-56

DOI: 10.15382/sturIV201955.44-56
В статье рассматриваются основные тенденции развития современных воскресных школ, анализируются изменения церковной нормативной базы по регламентации деятельности церковно-приходских воскресных школ в течение последних 20 лет и исследуются основные проблемы их деятельности. С целью расширения сотрудничества и распространения опыта успешного функционирования церковно-приходских воскресных школ предлагается к рассмотрению организация деятельности в воскресной школе, являющейся структурным подразделением православного Прихода храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Иркутска. В этой школе кроме обучения религии большое внимание уделяется участию воспитанников в литургической жизни Прихода и занятиям практической направленности. Но главной особенностью этой школы является пребывание в стенах храма и школы всех членов семьи учащихся и их участие во всех сферах жизнедеятельности Прихода. Для реализации такого сотрудничества разработана воспитательная система по осуществлению совместного семейного духовно-нравственного воспитания. Эта система включает целый комплекс различных форм, методов и мероприятий, проводимых в воскресной школе, и направлена на организацию взаимодействия родителей, детей и педагогов (в числе которых есть и священнослужители) и активное соработничество в деле воспитания подрастающего поколения. В качестве примера по осуществлению семейного духовно-нравственного воспитания дается описание нескольких совместных семейных мероприятий. Такое взаимодействие детей, родителей, педагогов и священнослужителей способствует более близкому знакомству между семьями, формированию дружного и сплоченного Прихода и органичному сочетанию полученных учащимися в воскресной школе духовных знаний и духовной практики с современной жизнью.
воскресная школа, духовно-нравственное воспитание, обучение религии, воцерковление, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», церковная нормативная база, интегрированные учебные курсы, контроль итоговых знаний, основы вероучения, семейные мероприятия
  1. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43–55.
  2. Геннадий (Войтишко), иером. Создание благоприятной для детей среды — ключевая задача приходского попечения. О смене парадигмы в отношении приходской работы с детьми // Приход. Православный экономический вестник. 2018. № 5 (143). С. 4.
  3. Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе 2017 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5072836.html (04.10.2019).
  4. Косолапова Т. В. Организация совместных семейных мероприятий в воскресной школе, как способ формирования единой воспитательной среды // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Федеральный центр науки и образования Эвенсис. Томск, 2016. № 1. С. 60.
  5. Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2015.
  6. Мумриков О. А. Духовно-просветительские центры: актуальность и перспективы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 13–20.
  7. Мумриков О. А. Литургия для детей в современной приходской практике Русской Православной Церкви. // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 24–29.
  8. Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxiipravovaya-reglamentaciya-religiozno-obrazovatelnoj-deyatelnosti/ (04.10.2019).
  9. Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/polozhenie-o-deyatelnosti-voskresnyx-shkol-dlya-detej-russkoj-pravoslavnojcerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii-2/ (дата обращения: 04.10.2019).
  10. Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: http://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye-shkoly/ (дата обращения: 04.10.2019).
  11. Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-vvoskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossij skoj-federacii/ (дата обращения: 04.10.2019).

Косолапова Татьяна Витальевна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: Приход храма во имя св. блг. князя Александра Невского г. Иркутск; Российская Федерация, 664056, г. Иркутск, ул. Якоби, д. 3;
Должность: директор воскресной школы;
ORCID: 0000-0002-4492-2758;
Электронный адрес: kcenianev@mail.ru.
Становская Татьяна Алексеевна

Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность.

Становская Т. А. Методические аспекты преподавания катехизиса в православных школах России: опыт прошлого и современность. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 57-71

DOI: 10.15382/sturIV201955.57-71
С конца 80-х гг. ХХ в. при православных храмах начали возобновляться конфессиональные школы (церковно-приходские и воскресные школы, православные гимназии), в которых постепенно стали возвращать преподавание религии, однако до сих пор соответствующая методика не развита. Для решения этой проблемы автор статьи считает важным обратиться к истории вопроса. На протяжении нескольких лет сферой его научных интересов является изучение методического наследия законоучителей русской школы. В представленной статье он обращается к вопросу о методических аспектах преподавания катехизиса как важнейшей части курса «Основы православной веры» («Закон Божий»), фокусируя свое внимание главным образом на опыте дореволюционных законоучителей и соотнося его с проблемами современной школы. Решая задачу ознакомления читателей с этапами формирования содержания катехизиса, его включенности в общий курс «Закона Божия», акцентирования внимания на наиболее важных и актуальных методических проблемах изучения катехизиса, автор использует конструктивно-генетический метод (рассмотрение проблем во времени и пространстве, определение этапов в их генезисе); источниковедческий анализ трудов педагогов, нормативно-правовых актов; историко-сравнительный синтез и интерпретацию полученной информации. На основе рассмотрения документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор представляет краткую историческую справку о появлении и развитии катехизиса как особого вида религиозной литературы, содержащего в себе руководство и основные положения христианского вероучения. Методические аспекты преподавания катехизиса, представленные в трудах законоучителей второй половины XIX — начала XX в., времени, когда методика преподавания «Закона Божия» формировалась и развивалась, раскрывают основное содержание статьи. Среди них: объяснение учебного материала (знаниевая составляющая), метод преподавания (катехизическая беседа), нравственное приложение (связь с жизнью учащихся), закрепление изученного материала (метод заучивания) и др. Завершают статью размышления автора относительно состояния методики преподавания катехизиса в составе предмета «Основы православной веры» в современных православных школах России и перспективы развития методики преподавания данного тематического раздела.
катехизис, Закон Божий, Священная история, методика преподавания, православное вероучение, основы православной веры, законоучитель, объяснение материала, метод заучивания, нравственное приложение, православная школа
  1. Богданова А. А. Методика преподавания Закона Божия: в помощь учителю церковной школы. Екатеринбург, 2014.
  2. Бычкова В. М. Некоторые моменты из истории преподавания Закона Божия в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 1 (12). С. 7–20.
  3. Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения Закону Божию. Харьков, 1913.
  4. Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
  5. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Послание апостола Павла 1-е к Коринфянам. Т. 10. Кн. 1. М., 2017.
  6. Нозер Ф. Методика Закона Божия, или Пособие к преподаванию Закона Божия в начальной школе. М., 1898.
  7. Положение о начальных народных училищах 1864 года // Полное собрание законов Российской империи за 1864. Т. XXXIX. СПб., 1867. С. 614–617.
  8. Проект Катехизиса Русской Православной Церкви от 2017 г. URL: http://theolcom.ru/images/2017/КатехизисСББК_Проект.pdf (дата обращения: 24.09.2019).
  9. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви, рассмотренный и одобренный Святейшим Правительстующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных Христиан. М., 1907.
  10. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / сост. Д. И. Тихомиров. СПб., 1903.
  11. Сборник правил и программ для церковно-приходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / сост. Д. И. Тихомиров. Могилев на Днепре, 1887.
  12. Сборник распоряжений, касающихся церковно-приходских школ и школ грамоты Петербургской епархии. СПб., 1893.
  13. Синельников С. П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 г. URL: http://archive.bogoslov.ru/text/print/453126.html (дата обращения: 24.09.2019).
  14. Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
  15. Сосунцов Е. Ф., свящ. Спутник законоучителя: основные правила дидактики и методики закона Божия. Казань, 1911.
  16. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в.: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2017.
  17. Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 года // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. III. СПб., 1830. С. 1097–1127.
  18. Устав народным училищам 1786 года // Полное собрание законов Российской империи за 1784–1788. Т. XXII. СПб., 1830. С. 646–669.
  19. Устав учебных заведений, подведомых университетам, 5 ноября 1804 года // Полное собрание законов Российской империи за 1804–1805. Т. XXVIII. СПб., 1830. С. 626–644.

Становская Татьяна Алексеевна


Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».
Хецер Катрин

Образование в Римской Палестине. Часть 4. Высшее образование среди евреев в Палестине

Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 4. Высшее образование среди евреев в Палестине // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 72-93

DOI: 10.15382/sturIV201955.72-93
Говоря о высшем образовании среди евреев Палестины, Катрин Хецер отмечает, что его распространенность должна была быть еще более ограниченна. Только небольшой процент учеников, получивших начальное образование, продолжал свою учебу. Одним из наиболее серьезных ограничений являлся экономический аспект. Обучение, судя по всему, носило устный характер. Лишь те раввинистические ученики и законоучители, кто получили обучение у писцов или были обучены письму своими родителями либо частными учителями, были способны писать хорошо. В отличие от начального образования, раввинистическая учеба, по-видимому, не была сфокусирована на чтении текста Торы. Она скорее состояла из повторения вслух и запоминания учениками выраженных устно их учителями доктрин и мнений. Хецер подчеркивает, что преимущество устного над письменным было характерно и для греко-римской образовательной традиции. Она также проводит параллель между такими институциями, как еврейский «дом учения» и греко-римский scholasteria. Не все евреи, желавшие получить высшее образование, обучались с законоучителями или посещали дома учения. Некоторые евреи, получившие образование на греческом или латинском языке от частных наставников, приступали к высшему обучению с помощью grammatici, риторов и философов. Раввинистическая озабоченность относительно «греческой мудрости» предполагает, что овладение высшей греческой ученостью было значимым, по крайней мере для определенных кругов еврейского населения Палестины.
Римская Палестина, иудеи, высшее образование, дом учения, раввинистические тексты
  1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. М., 1994. Т. 1.
  2. Achtemeier P. J. Omne Verbum Sonat: The New Testament and the Oral Environment of Late Western Antiquity // Journal of Biblical Studies. 1990. Vol. 109. P. 10–14.
  3. Alexander L. The Living Voice: Scepticism Towards the Written Word in Early Christian and in Graeco-Roman Texts // The Bible in Three Dimensions, ed. D. J. A. Clines, S. E. Fowl, S. E. Porter. Sheffi eld, 1990. P. 225–241.
  4. Becker H.-Jü. Earthquakes, Insects, Miracles, and the Order of Nature // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 1. Ed. by Peter Schäfer. Tübingen, 1998. P. 407–408.
  5. Becker H.-Jü. Epikureer im Talmud Yerushalmi // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 1. Ed. by Peter Schäfer. Tübingen, 1998. P. 387–396.
  6. Clarke M. L. Higher Education in the Ancient World. L., 1971.
  7. Derrida Ja. Of Grammatology. Baltimore-London, 1976.
  8. Dillon Jo. The Middle Platonists. London, 1977.
  9. Downey G. The Christian Schools of Palestine: A Chapter in Literary History // Harvard Library Bulletin. 1958. Vol. 12. P. 302–303.
  10. Feldman L. H. Jew and Gentile in the Ancient World. Attitudes and Interactions From Alexander to Justinian. Princeton, 1993.
  11. Geiger Jo. Greek Intellectuals of Ascalon (hebr.) // Cathedra. 1991. Vol. 60. P. 5–16.
  12. Geiger Jo. Greek Rherocians in Eretz Israel (hebr.) // Cathedra. 1992. Vol. 66. P. 47–56.
  13. Geiger Jo. Latin in Roman Palestine (hebr.) // Cathedra. 1994. Vol. 74. P. 6.
  14. Geiger Jo. The Athens of Syria: On Greek Intellectuals in Gadara (hebr.) // Cathedra. 1985. Vol. 35. P. 3–16.
  15. Gerhardsson B. Memory and Manuscript. Oral Tradition and Written Tranmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity. Uppsala, 1961.
  16. Halevy E. E. Concerning the Ban on Greek Wisdom (hebr.) // Tarbiz. 1971. Vol. 41. P. 269–274.
  17. Haran M. The Codex, the Pinax and the Wooden Slates (hebr.) // Tarbiz. 1987–1988. Vol. 57. P. 151
  18. Harvey W. Z. Rabbinic Attitudes Toward Philosophy // “Open Thou Mine Eyes…”. Essays on Aggadah and Judaica. W.G.Braude Jubilee volume. Hoboken, 1992. P. 87.
  19. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1. Minneapolis, 1991.
  20. Hezser C. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen, 2001.
  21. Hezser C. The Social Structure of the Rabbinic Movement in Roman Palestine. Tubingen, 1997.
  22. Hezser C. The (In)Signifi cance of Jerusalem in the Talmud Yerushalmi // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 2 / ed. Peter Schäfer and Catherine Hezser. Tübingen, 2000. P. 161.
  23. Hopkins Kh. Conquerors and Slaves. Sociological Studies in Roman History. Cambridge, 1978.
  24. Ilan T. Integrating Women into Second Temple History. Tübingen, 1999.
  25. Jacobs M. Die Institution des jüdischen Patriarchen. Eine quellen- und traditions-kritische Studie zur Geschichte der Juden in der Spätantike. Tübingen, 1995.
  26. Jaffee M. S. A Rabbinic Onthology of the Written and Spoken Word: On Discipleship, Transformative Knowledge, and the Living Texts of the Oral Torah // Journal of the American Academy of Religion. 1997. Vol. 65. P. 528–534.
  27. Jaffee M. S. The Oral-Cultural Context of the Talmud Yerushalmi. Greco-Roman rhetorical paideia, discipleship, and the concept of Oral Torah // The TalmudYerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 1. Ed. by Peter Schäfer. Tübingen, 1998. P. 33–57.
  28. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. N. Y., 1985.
  29. Krauss S. Talmudische Archäologie. Bd. 3. Hildesheim, 1966 (repr. Leipzig, 1912).
  30. Kühnert F. Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike. Berlin, 1961.
  31. Lapin H. Jewish and Christian Academies in Roman Palestine: Some Preliminary Observations // Caesarea Maritima. A Retrospective After Two Millenia. Ed. by A. Raban and K. G. Holum. Leiden, 1996. P. 500–505.
  32. Lieberman S. Greek in Jewish Palestine. N. Y., 1965.
  33. Lieberman S. Hellenism in Jewish Palestine. N. Y., 1962.
  34. Lieberman S. Texts and Studies. New York, 1974. Vol. III.
  35. Luz M. A Description of the Greek Cynic in the Jerusalem Talmud // Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period. 1989. Vol. 20, 1. P. 59.
  36. Luz M. Abnimos, Nimos, and Oenomaus: A Note // Jewish Quarterly Review. 1986–1987. Vol. 77. P. 191–195.
  37. Luz M. Oenomaus and Talmudic Anecdote // Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period. 1992. Vol. 23. P. 80.
  38. Mandelbaum I. The Talmud of the Land of Israel. A Preliminary Translation and Explanation. Vol. 4: Kilayim. Chicago, 1990.
  39. Mendelson A. Secular Education in Philo of Alexandria. Cincinnati, 1982.
  40. Norman A. F. The Book Trade in Fourth-Century Antioch // The Journal of Hellenic Studies. 1960. Vol. 80. P. 126.
  41. Osborn E. F. Teaching and Writing in the First Chapter of the Stromateis of Clement of Alexandria // Journal of Theological Studies. 1959. Vol. 10. P. 335–343.
  42. Rawson E. Intellectual Life in the Late Roman Republic. London, 1985.
  43. Schwabe M. The Letters of Libanius to the Patriarch of Eretz Israel (hebr.) // Tarbiz. 1930. Vol. 1–2. P. 85–110.
  44. Shutt R. J. H. Letter of Aristeas // The Old Testament Pseudepigrapha / Ed. J. H. Charlesworth. New York, 1985. P. 7–34.
  45. Snyder H. G. Teachers and Texts in the Ancient World. Philosophers, Jews and Christians. London-New York, 2000.
  46. Sokoloff M. A Dictionary of Palestinian Jewish Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan, 1990.
  47. Stemberger G. Das klassische Judentum. Kultur und Geschichte der rabbinischen Zeit. München, 1979.
  48. Stern M., ed. Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. Vol. 2. Jerusalem, 1980.
  49. Talmon Sh. Oral Tradition and Written Transmission, Or the Heard and the Seen Word in Judaism of the Second Temple Period // Jesus and the Oral Gospel Tradition. Ed. by Henry Wansbrough. Sheffi eld, 1991. P. 149.
  50. Veltri G. On the Infl uence of ‘Greek Wisdom’: Theoretical and Empirical Sciences in Rabbinic Judaism // Jewish Studies Quarterly. 1998. Vol. 5. P. 302.
  51. Visotzky B. L. Fathers of the World. Essays in Rabbinic and Patristic Literatures. Tübingen, 1995.
  52. Wallach L. The Colloquy of Marcus Aurelius with the Patriarch Judah I // Jewish Quarterly Review. 1940–1941. Vol. 31. P. 280.
  53. Zlotnick D. Memory and the Integrity of the Oral Tradition // Journal of Ancient Near Eastern Studies. 1984–1985. Vol. 16–17. P. 234–240.

Хецер Катрин


Место работы: Лондонский университет;
Должность: профессор востоковедческого отделения;
Ревякина Нина Викторовна

Гуманизм и городские школы Италии XV в.

Ревякина Н. В. Гуманизм и городские школы Италии XV в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 94-109

DOI: 10.15382/sturIV201955.94-109
Автор статьи изучает состояние итальянской городской школы XV в.: широкое распространение образование в городах Италии, отношение родителей и городских властей к школе и образованию, положение учителей, оплату их труда, помощь города, сохранение средневековой образовательной программы и методов воспитания. Автор статьи выявляет начало постепенной перестройки средневековой школы, проникновение в нее гуманистических идей через учителей грамматики и публичных лекторов (среди последних Джованни Андреа Бусси, Оньибене да Лониго, ученики знаменитого педагога-гуманиста Витторино да Фельтре), обновление школьной программы путем включения в нее древних авторов, поэзии, ораторского искусства. В статье показаны появление в школе первых учителей «нового типа» (Джованни Ауриспы и др.), обсуждение гуманистами в своих работах о школе (Джованни Конверсини да Равенна, Маффео Веджо) новых принципов и методов образования и воспитания. Отмечена степень влияния гуманизма на итальянскую городскую школу.
школа, учитель, ученик, средневековая программа, гуманизм, образование, воспитание, отношение родителей к образованию детей, образовательная политика городских властей, влияние гуманизма на школу
  1. Виллани Дж. Новая хроника, или История Флоренции. М., 1997.
  2. Гуманисты эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVI вв.). М.; СПб., 2015.
  3. Ревякина Н. В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV–XV веков. М.; Берлин, 2015.
  4. «Fanciulli a scuola» nel 1480 // Armando F. Verde. Lo studio Fiorentino. 1473–1503. Ricerche e Documenti. Volume terzо. Pistoia, 1977. Р. 1003–1202 (кадастр).
  5. Black R. Italian Renaissance Education. Changing Perspectives and Continuing Controversies // Yournal of the History of Ideas. Vol. 52. № 2. Philadelphia, 1991. P. 315–337.
  6. Frova C. Istruzione e educazione nel Medioevo. Torino, 1974.
  7. Frova C. La scuola nella cittả tardomedievale: un impegno pedagogico e organizzativo // Le cittả in Italia e in Germania / ed. R. Elze, G. Fasoli. Bologna, 1981. P. 127–128.
  8. Giovanni Conversini da Ravenna. Rationarium vite. Introduzione, edizione, note a cura di Vittore Nason. Firenze, 1986.
  9. Grafton A., Jardine L. From humanism to the humanities. Education and the liberal arts in Fifteenth and Sixteenth-century Europe. L., 1986.
  10. Grendler P. F. Schooling in Renaissance Italy: Literacy and Learning 1300–1600. Baltimor; L., 1989.
  11. Petti Balbi G. L’insegnamento nella Liguria medievale. Scuole, magistri, libri. Genova, 1979.
  12. Renzi P. Umanesimo e scienza in due recenti interpretazioni // Nuova Rivista storica. Anno 75. 1991. Fasc. 3. P. 671–694.

Ревякина Нина Викторовна


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Ивановский государственный университет; Российская Федерация, 153377, г. Иваново, ул. Ермака, 39;
Должность: исследователь по договору Научно-образовательного центра интеграции науки и образования;
ORCID: 0000-0002-8263-3711;
Электронный адрес: rev85@mail.ru.
Безрогов Виталий Григорьевич; Тендрякова Мария Владимировна

Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы

Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Город и Корф: figura urbis novae в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 110-127

DOI: 10.15382/sturIV201955.110-127
Данная статья является продолжением публикации1 об образе города в учебнике Н. А. Корфа «Наш друг: книга для чтения в школе и дома». Пособие было впервые издано в 1871 г., а в 1881 подвержено кардинальной переработке. В предыдущей статье рассматривался концепт «город» в первых восьми изданиях, в данной статье — его изменение, осуществимое в 9-м издании и зафиксированное вплоть до последнего, 19-го, издания в 1908 г. Единый учебник был поделен на две части. Одна часть сохранила предыдущее название, другая — стала к ней «Руководством». В «Руководство к “Нашему другу”» Корф добавил девять специальных глав о различных российских городах от Новгорода, с которого начиналась русская история, до Тифлиса, где она развивалась в сторону территориального расширения. Страна, в которой «настоящими» городами были только Петербург и Москва, превращена новой редакцией популярного учебника в страну, где блеск столиц секуляризирован. Учебник рассказывает и о других городских центрах. Столичный город перестает быть главным, единственным, определяющим бытие. Его статус уже определяет не только монарх, но также история, торговля, образование, а постепенно и производство. Неприятие городов сельской Россией, как оно существовало в первой редакции учебника, остается и теперь, но позитивная роль урбанизации уже признана. В статье показано, как российский учебник для чтения Н. А. Корфа стремится преодолеть характерную для учебников его эпохи идеализацию абстрактной сельской жизни, для того чтобы стать ученикам сельской школы настоящим «другом нашим» в совершенствовании села, в налаживании его диалога с городом. Проанализированы текстуальные дополнения и впервые появившийся визуальный ряд данного учебника. До 9-го издания иллюстраций в «Нашем друге» не было. Иллюстрации помещены теперь и в первую, основную, часть пособия, и в дополнительную. Включенные в визуальный ряд городские сюжеты демонстрируют переходный этап в понимании города от традиционного доиндустриального к модернизирующемуся. Новое понимание концепта «город», при всей его противоречивости, обусловило зарождение инструментального отношения к городскому феномену. На новых пособиях Корфа выросло поколение, из которого вышли «социальные инженеры» 1910-х и 1920-х гг., преобразовавшие реальную жизнь российских городов.
Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX века
  1. Десятерик В. И. Павленков. М., 2006.
  2. Детство в европейских автобиографиях: от Античности до Нового времени. Антология / ред.-сост. В. Г. Безрогов, Ю. П. Зарецкий, О. Е. Кошелева. СПб., 2019.
  3. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
  4. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
  5. Корф Н. А. Русская начальная школа. Изд. 6-е. СПб., 1879.
  6. Ромашина Е. Ю., Тетерин И. И. «Ученики к картине так все и тянутся»: руководство к наглядному обучению грамоте Н. А. Корфа // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. Вып. 51. 2018. С. 77.
  7. Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
  8. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  9. Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. Вып. 4 (44). 2017. С. 22–32.
  10. Тендрякова М.В., Безрогов В.Г. Корф и город: fi gura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84–105.
  11. Ahier Jo. Industry, Children and the Nation. An analysis of national identity in school textbooks. London, 1988.
  12. Elson R. M. Guardians of Tradition. American Schoolbooks of the Ninteenth Century. Lincoln, 1964.
  13. Nordeborg M. The “Good Child” and Nation-Building in Japan — The First Japanese Primary School Reader. Göteborg, 2007.
  14. Pantle U. Bei uns in der Stadt. Kindliche Lebenswirklichkeiten und fi ktive Stadträume in deutschsprachigen Fibeln // Axel Sowa, Susanne Schindler (hrsg.). Candide. Journal for Architectural Knowledge. Heft 1/2009. S. 69–96.

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.

Тендрякова Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.
Беленцов Сергей Иванович

Бертольд Отто и его школа свободного воспитания

Беленцов С. И. Бертольд Отто и его школа свободного воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 128-135

DOI: 10.15382/sturIV201955.128-135
В статье анализируется социально-педагогическая система, предложенная известным немецким педагогом второй половины ХIХ — начала ХХ в. Бертольдом Отто, апологетом свободного воспитания подрастающего поколения. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются исторический, культурологический, системный, позволившие установить сущностные характеристики, особенности процесса свободного воспитания в Германии указанного периода. Теория свободного воспитания рассматривается автором как объективная историческая и культурная составляющая гуманистической традиции зарубежного образования, а также как субъективный компонент ее содержательного наполнения. Анализ трудов педагога позволяет сделать вывод о сущности и содержании педагогической системы Бертольда Отто. Она складывается из раскрытия основ воспитания подрастающего поколения, дидактической теории, подготовки педагогических кадров. Гуманистическая система свободного воспитания Б. Отто представляет собой достаточно противоречивое явление. Вместе с тем данный историко-культурный феномен философии образования является важным элементом общепедагогической системы, которая сложилась и развивается до настоящего времени в контексте философских воззрений и психолого-педагогических теорий XX в., и имеет свои концептуальные особенности. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного германского педагога и общественного деятеля Б. Отто.
Бертольд Отто, школа свободного воспитания, воспитание подрастающего поколения, дидактическая теория, подготовка педагогических кадров
  1. Зеленко А. Бертольд Отто и его школа взаимного обучения // Свободное воспитание. 1911–1912. № 2. С. 1–50.
  2. Кагаров Е. Г. Современное педагогическое движение в Западной Европе и Америке. М., 1928.
  3. Helmut A. Aus dem Leben der Berthold-Otto-Schule. Berlin, 1925.
  4. Ketelhut K. Berthold Otto als pädagogischer Unternehmer. Eine Fallstudie zur deutschen Reformpädagogik. Köln, 2015.
  5. Weiß E. Otto, Berthold // Neue Deutsche Biographie (NDB). Berlin, 1999.

Беленцов Сергей Иванович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Курский государственный университет; Российская Федерация, 305038, г. Курск, Майский бульвар, 28–28;
Должность: проф. кафедры непрерывного профессионального образования;
ORCID: 0000-0003-4844-5343;
Электронный адрес: si_bel@mail.ru.
Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00013).

ХРОНИКА

Памяти Виталия Григорьевича Безрогова

Памяти Виталия Григорьевича Безрогова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 139-146
PDF

Полякова Мария Александровна


Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Место работы: АНО ВО «Российский новый университет»;
Должность: доцент кафедры педагогического образования;
ORCID: 0000-0003-3580-9718;
Электронный адрес: mariap71@rambler.ru.