/

Тендрякова Мария Владимировна; Безрогов Виталий Григорьевич

Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы


Тендрякова М. В., Безрогов В. Г. Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 84-105.

DOI: 10.15382/sturIV201954.84-105

Аннотация

В статье рассмотрен один из популярных для земской школы второй половины XIX в. учебник — «Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку» (издавался 19 раз с 1871 по 1908 г.). Автором-составителем его выступил «устроитель деревенских школ» Николай Александрович Корф. Среди его учебников «Наш друг» оказался самым популярным. Помимо отобранных 120 тем для чтения и обсуждения, касающихся различных сторон жизни села, человека, природы, в пособии отразились те базовые понятия, которых автор-составитель моделировал для передачи своей аудитории, но не обсуждал открыто. Среди важных концептов крестьянского существования, понимание которых входило в дидактическую задачу «Нашего друга», мы выделяем понятие «город» и рассматриваем, как оно отражено и выражено у Корфа в этом учебнике. В статье проанализированы первые восемь его изданий, в которых разработанная концепция оставалась неизменной. Ее переработке посвящена отдельная статья. При анализе первого варианта учебника становится видно, что Корф применяет традиционное представление о доиндустриальном городе как центре сакральной власти монарха и потому — столичном. Другие города имеют обоснование для жизни только в свете их отношений со столицей или столицами, как в России, где Корф подчеркивает двуединство Петербурга и Москвы. Понятие о столичном городе, встроенное в данный учебник, предполагает наделение его особыми качествами регулирования в государстве всего пространства и времени. Связка «столица-село» оказывается семиотически наиболее важной. Фабричное производство возникает не в городе и по причинам, не связанным с урбанистическим развитием. Близлежащий селу город рассматривается как источник власти и сложившейся сети образования.

Ключевые слова

Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX в., урбанизм

Список литературы

  1. Балакин А. Псевдо-Пушкин в школьном каноне: метаморфозы «Вишни» // ACTA SLAVICA ESTONICA IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013. С. 125–138.
  2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Концепты «детство», «Родина», «литература»: семантический анализ учебных иллюстраций 2000-х гг. // Патриотизм в диалоге поколений / под ред. К. В. Султанова. СПб., 2012. С. 388–393.
  3. Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Мать в кухне, отец на войне: образ семьи в современном педагогическом дискурсе // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2 (3). 2010. С. 100–108.
  4. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психологопедагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  5. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4 (44). С. 22–32.
  6. «Дорогой друг»: социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 гг. / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М., 2016.
  7. Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. М., 2010.
  8. «И спросила кроха...»: образ ребенка и семьи в педагогике постсоветской России: учебники по словесности для начальной школы 1985–2005 гг. / под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М.; Тверь, 2010.
  9. Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
  10. Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
  11. Куровская Ю. Г. Imago mundi в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в. Материалы межд. научно-практич. форума. СПб., 2017. С. 209–220.
  12. Куровская Ю. Г. Стихия «Вода» в учебнике Я. А. Коменского Orbis sensualium pictus // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 66–73.
  13. Куровская Ю. Г. Стихия «Огонь» в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Я. А. Коменский и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 41–51.
  14. Обращение учителя Вохтозерского одноклассного училища К. И. Дмитриева к директору народных училищ Олонецкой губернии от 16.08.1898 г. // Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале ХХ в. Очерки. Документы. Материалы. Петрозаводск, 2010. С. 99–103.
  15. Песковский М. Л. Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность: биографический очерк. СПб., 1893.
  16. Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59–71.
  17. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» кн. В. Н. Тенишева. Т. 3. Калужская губерния. СПб., 2005. Т. 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.
  18. Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. Обр. Л. Карачунским. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
  19. Ascenzi A. Education and the metamorphoses of citizenship in contemporary Italy. Macerata, 2009.
  20. Friedrich I. Die Dartellung äalterer Menschen in der Fibel. Kassel, 2004.
  21. Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Diss. Augsburg Universität, 1993.
  22. Murgescu M.-L. Vom “guten Christen” zum “tapferen Rumänen”. Die Rolle der Primarschule bei der Herausbildung des rumänischen Nationalbewusstseins 1831–1878. Berlin, 2012.
  23. Provenso E. F. Jr. et al. The textbook as discourse. New York; London, 2011.
  24. Stürmer V. Kindheitskonzepte in den Fibeln der SBZ/DDR 1945–1990. Bad Heilbrunn, 2014.

Данные об авторе

Тендрякова Мария Владимировна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.

Безрогов Виталий Григорьевич


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.

Благодарности

Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.