Тендрякова Мария Владимировна; Безрогов Виталий Григорьевич
Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы
Ссылка на статью:
Тендрякова М. В.,
Безрогов В. Г.
Корф и Город: figura urbis capitis в учебных книгах для земской школы // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2019.
Вып. 54. С. 84-105.
DOI:
10.15382/sturIV201954.84-105
Аннотация
В статье рассмотрен один из популярных для земской школы второй половины XIX в. учебник — «Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку» (издавался 19 раз с 1871 по 1908 г.). Автором-составителем его выступил «устроитель деревенских школ» Николай Александрович Корф. Среди его учебников «Наш друг» оказался самым популярным. Помимо отобранных 120 тем для чтения и обсуждения, касающихся различных сторон жизни села, человека, природы, в пособии отразились те базовые понятия, которых автор-составитель моделировал для передачи своей аудитории, но не обсуждал открыто. Среди важных концептов крестьянского существования, понимание которых входило в дидактическую задачу «Нашего друга», мы выделяем понятие «город» и рассматриваем, как оно отражено и выражено у Корфа в этом учебнике. В статье проанализированы первые восемь его изданий, в которых разработанная концепция оставалась неизменной. Ее переработке посвящена отдельная статья. При анализе первого варианта учебника становится видно, что Корф применяет традиционное представление о доиндустриальном городе как центре сакральной власти монарха и потому — столичном. Другие города имеют обоснование для жизни только в свете их отношений со столицей или столицами, как в России, где Корф подчеркивает двуединство Петербурга и Москвы. Понятие о столичном городе, встроенное в данный учебник, предполагает наделение его особыми качествами регулирования в государстве всего пространства и времени. Связка «столица-село» оказывается семиотически наиболее важной. Фабричное производство возникает не в городе и по причинам, не связанным с урбанистическим развитием. Близлежащий селу город рассматривается как источник власти и сложившейся сети образования.
Ключевые слова
Н. А. Корф, учебник для начального обучения, земская школа, концепт, образ города, вторая половина XIX в., урбанизм
Список литературы
- Балакин А. Псевдо-Пушкин в школьном каноне: метаморфозы «Вишни» // ACTA SLAVICA ESTONICA IV. Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение IX. Хрестоматийные тексты: русская педагогическая практика XIX в. и поэтический канон. Тарту, 2013. С. 125–138.
- Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Концепты «детство», «Родина», «литература»: семантический анализ учебных иллюстраций 2000-х гг. // Патриотизм в диалоге поколений / под ред. К. В. Султанова. СПб., 2012. С. 388–393.
- Безрогов В. Г., Макаревич Г. В. Мать в кухне, отец на войне: образ семьи в современном педагогическом дискурсе // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. № 2 (3). 2010. С. 100–108.
- Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психологопедагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
- Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу радость науки, то русскому забота бытия: от «Естественной истории» Г. К. Раффа к «Детскому миру» К. Д. Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 4 (44). С. 22–32.
- «Дорогой друг»: социальные модели и нормы в учебной литературе 1900–2000 гг. / под ред. В. Г. Безрогова, Т. С. Маркаровой, А. М. Цапенко. М., 2016.
- Зубков И. В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870–1916. М., 2010.
- «И спросила кроха...»: образ ребенка и семьи в педагогике постсоветской России: учебники по словесности для начальной школы 1985–2005 гг. / под ред. Н. Б. Баранниковой, В. Г. Безрогова. М.; Тверь, 2010.
- Корф Н. А. Наш друг: книга для чтения учащихся в школе и дома и руководство к начальному обучению родному языку. 1-е изд. СПб., 1871; 5-е изд. СПб., 1877; 9-е изд. СПб., 1881; 11-е изд. СПб., 1882.
- Корф Н. А. Руководство к «Нашему другу»: Книга для учащих. СПб., 1881.
- Куровская Ю. Г. Imago mundi в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Наследие Яна Амоса Коменского: взгляд из XXI в. Материалы межд. научно-практич. форума. СПб., 2017. С. 209–220.
- Куровская Ю. Г. Стихия «Вода» в учебнике Я. А. Коменского Orbis sensualium pictus // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2. № 4 (53). С. 66–73.
- Куровская Ю. Г. Стихия «Огонь» в «Мире чувственных вещей в картинках» Яна Амоса Коменского // Я. А. Коменский и современность. Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2018. С. 41–51.
- Обращение учителя Вохтозерского одноклассного училища К. И. Дмитриева к директору народных училищ Олонецкой губернии от 16.08.1898 г. // Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX — начале ХХ в. Очерки. Документы. Материалы. Петрозаводск, 2010. С. 99–103.
- Песковский М. Л. Барон Н. А. Корф, его жизнь и общественная деятельность: биографический очерк. СПб., 1893.
- Пиккеринг-Антонова К. Кто отвечал за воспитание детей в XIX в.? Представления А. И. Чихачева о воспитании как о службе государству // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 59–71.
- Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Материалы «Этнографического бюро» кн. В. Н. Тенишева. Т. 3. Калужская губерния. СПб., 2005. Т. 6. Курская, Московская, Олонецкая, Псковская, Санкт-Петербургская и Тульская губернии. СПб., 2008.
- Статистический временник Российской империи. Наличное население Империи за 1870 год. Вып. 10. Обр. Л. Карачунским. СПб., 1875. Ч. 1. С. 87–111.
- Ascenzi A. Education and the metamorphoses of citizenship in contemporary Italy. Macerata, 2009.
- Friedrich I. Die Dartellung äalterer Menschen in der Fibel. Kassel, 2004.
- Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Diss. Augsburg Universität, 1993.
- Murgescu M.-L. Vom “guten Christen” zum “tapferen Rumänen”. Die Rolle der Primarschule bei der Herausbildung des rumänischen Nationalbewusstseins 1831–1878. Berlin, 2012.
- Provenso E. F. Jr. et al. The textbook as discourse. New York; London, 2011.
- Stürmer V. Kindheitskonzepte in den Fibeln der SBZ/DDR 1945–1990. Bad Heilbrunn, 2014.
Данные об авторе
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Благодарности
Работа поддержана грантами РФФИ 17-06-00066\ОГН и 17-06-00288\ОГН.