/

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат


Дивногорцева С. Ю. Преподавание православного вероучения и православной культуры: задачи, способы обучения и его результат // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 9-19.

DOI: 10.15382/sturIV201953.9-19

Аннотация

Автор статьи поднимает проблему необходимости глубокой и фундаментальной подготовки учителей по основам религиозного вероучения и религиозной культуры. Практика преподавания этих предметов в современной российской школе насчитывает около тридцати лет, и для эффективного развития этого процесса становится недостаточным наличие и обобщение опыта. Автор статьи высказывает убеждение в том, в отечественном образовательном пространстве настало время научных исследований и появления науки о религиозном вероучении и религиозной культуре как учебных предметах и закономерностях обучения им различных возрастных групп, которая ляжет в основу подготовки соответствующих педагогических кадров. На примере разработки методики преподавания основ православного вероучения и православной культуры показана позиция автора и его научной школы в отношении постановки целей обучения этим предметам в школе, которые «диктуют» подходы к формулировке принципов, методов обучения и выявления его результатов. Во второй части статьи автором приведены примеры некоторых проблем методики преподавания православного вероучения и православной культуры, которые выявлены им на сегодняшний день и которые могут стать предметом научно-педагогических исследований: логика построения программ, особенности работы с терминологией, отбор содержания учебных книг и формулировки вопросов и заданий. Основной вывод, который делает автор статьи, касается того, что научные разработки методики преподавания православного вероучения и право- славной культуры не должны отставать от школьного обучения или идти вслед за ним, но удовлетворять его запросы, ориентировать школьных учителей на обоснованные, эффективные технологии и методики обучения.

Ключевые слова

методика преподавания, православное вероучение, православная культура, учебный предмет, духовно-нравственное воспитание, педагогическая деятельность, научно-педагогическое исследование

Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики преподавания православной культуры: коллективная монография / [И. В. Метлик, С. Ю. Дивногорцева, Т. В. Склярова и др., научный редактор С. Ю. Дивногорцева]. М., 2016.
  2. Дивногорцева С. Ю., Агеева А. В. Методика преподавания курса «Основы православной культуры»: учебное пособие. М., 2017.
  3. Дорофеева Л. Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси (XI — первая треть XVII в.). Калининград, 2013.
  4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
  5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  6. Зеньковский В. В., прот. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  7. Игнатьев А. А. Священник Евгений Федорович Сосунцов и его литературно-педагогическая деятельность / А. А. Игнатьев, сост. Казань, 1917.
  8. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.
  9. Становская Т. А. Преподавание православной культуры в школах России во второй половине XIX — начале XX в. : автореф. дис. … канд. пед. н. М., 2017.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/543 (дата обращения: 17.01.2019).

Данные об авторе

Дивногорцева Светлана Юрьевна


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0002-4143-2614;
Электронный адрес: sdivnogortseva@mail.ru.

Благодарности

Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Школьное религиозное (христианское) образование в России и за рубежом: исторический опыт, проблемы и перспективы».