В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода.Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоциогенные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса. В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками. Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты), а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие). Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жизни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка. Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.
ретроспективный анализ школьных переживаний, эмоции, младший школьный возраст, отношения ученик-учитель, проблема успешности, развитие педагогической рефлексии