Статья посвящена тому, как духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся в российском обществе и закрепленные в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г., отражаются в современной отечественной литературе для подростков, как проявляется преемственность нынешних детско-юношеских произведений по отношению к подростковой литературе середины ХХ в., созданную писателями-шестидесятниками и их старшими товарищами. Коллективизм, активная гражданская позиция, патриотизм, чувство гордости за свою Родину, готовность защищать ее интересы, интернационализм, уважение друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям; уважение к труду, справедливость, свобода, самоограничение, жертвенность, соблюдение прав человека; семейные традиции — все эти нравственные установки и ценности формируются благодаря литературе, которая демонстрирует положительные образцы поведения. В творчестве современных русских писателей транслируются семейные ценности, уважение к старшим, терпимость к «особым людям» и умение сопереживать ближнему в болезнях и тяготах, показано, как герои сохраняют личное достоинство, способность к нравственному выбору, человеколюбие, что является хорошим примером для юных читателей. Главная тема подростковой литературы: поиски своего места в мире и своего предназначения — в современной русской литературе решается в реалистическом плане (школьная повесть, которая переживает период возрождения) и в плане сказочно-фантастическом. Все большее внимание уделяют современные российские писатели, пишущие для детей, экологической проблематике. Она не сводится только к вопросам защиты флоры и фауны, но приобретает особую глубину. В них поднимаются философские проблемы единства человека и природы, объединения всего живого перед лицом экологического кризиса, взаимосвязь и взаимообусловленность существования.
духовно-нравственные ценности, детская литература, современная отечественная литература для подростков, традиции, семейные ценности, приемная семья, личное достоинство, патриотизм, уважение к старшим, жанр школьной повести
Выражаю глубокую благодарность моим родителям Юрию Петровичу и Татьяне Семеновне Богатыревым, а также Светлане Юрьевне Дивногорцевой за поддержку