/

Егоров Илья Владимирович

Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности


Егоров И. В. Идеалы молодежи как основания психосоциальной типологии личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 97-113.

DOI: 10.15382/sturIV201851.97-113

Аннотация

В статье анализируются результаты изучения идеалов молодежи. Автор показывает, что сходное содержание идеалов является предпосылкой формирования и сохранения социальных связей и социальных групп. Кроме того, идеалы выступают морально-нравственными, ценностными регуляторами социальной активности личности. В юношеском возрасте они определяют направленность саморазвития личности и ее зрелость. На основе эмпирических данных удалось выявить значимые содержательные блоки в структуре идеалов студентов. Сходные идеалы позволили выделить пять групп молодежи с разными идеалами. В первую группу вошли молодые люди, выбиравшие в качестве идеала людей из семейного окружения; во вторую группу — выбиравшие политиков и общественных деятелей; в третью группу — выбравшие в идеалы актеров, рок-музыкантов, эстрадных исполнителей, спортсменов; в четвертую группу — выбравшие в идеалы пророков, святых; в пятую группу — выбравшие в идеалы поэтов, писателей, философов. Последующее сравнение личностных характеристик в выделенных группах показало, что значимые отличия между группами отмечаются в личностной зрелости, в социальной идентичности и в уровне морально-этической ответственности. В первой группе — низкий уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, сформированная морально-этическая ответственность с осознаваемыми морально-этическими ценностями; во второй группе — высокий уровень личностной зрелости, социальная псевдоидентичность, сформированная морально-этическая ответственность с сильно выраженными альтруистическими эмоциями и нравственной интуицией; в третьей группе — низкий уровень личностной зрелости, независимость и самостоятельность от социума, сформированная морально-этическая ответственность; в четвертой группе — средний уровень личностной зрелости, сильная зависимость от социального окружения, высокий уровень морально-этической ответственности с сильно выраженными альтруистическими эмоциями, нравственной интуицией; в пятой группе — средний уровень личностной зрелости, асоциальная направленность, сформированная морально-этическая ответственность.

Ключевые слова

студенческая молодежь, идеал, личностные характеристики, личностная зрелость, ответственность, направленность совершенствования, социальная идентичность, психосоциальный тип личности

Список литературы

  1. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, науч. ред. М., 2016.
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2007. Т. 2.
  3. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  4. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. М., 2006. Т. 9.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Н. Ю. Шведова, ред. М., 1988.
  6. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Значимые люди России для студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Ежегодник научнометодологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / Егоров И. В., Филонов Л. Б., отв. ред. СПб., 2015. С. 67–77.
  7. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. НГПУ. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  8. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  9. Словарь иностранных слов / И. Лехин, С. Локшина, Ф. Петров, Л. Шаумян, ред. М., 1988.
  10. Тимощук И. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  11. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.
  12. Riegel K. F. Adult life crisis: A dialectical interpretation of development // N. Datan & L. H. Ginsberg, eds. Life-span developmental psychology: Normative life crisis. New York: Academic press, 1975. P. 346–370.

Данные об авторе

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.

Благодарности

Данный текст является продолжением статьи «Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи (Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 59–74).