Современная социально-правовая действительность в России включает в себя процессы формирования правовой культуры общества и усиление правовой и социальной защищенности отдельных категорий граждан, среди которых дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данная категория детей одна из наиболее уязвимых, требующих дополнительных мер по защите их прав и законных интересов. В связи с рассогласованием терминологии в законодательстве, защита прав детей с ОВЗ традиционными способами становится затруднительной. В таком случае защита прав и интересов детей с ОВЗ может осуществляться с помощью технологий социально-педагогической адвокации. Адвокация по правам человека — технология, активно используемая общественными и правозащитными организациями. Социальнопедагогический характер адвокация приобретает в ситуации, когда защита прав и законных интересов выходит за рамки традиционного понимания, становясь частью социального воспитания. Потенциал ее может быть использован и в социальной педагогике. Теоретическое изучение и обоснование ее взаимосвязи с социально-педагогической деятельностью является актуальным. В связи с активизацией родительского сообщества, повышением спроса на адвокационные услуги социально-педагогической практикой востребованы научно обоснованные рекомендации по проведению социально-педагогической адвокации. Автором были проанализированы методические пособия по различным видам адвокации, нормативно-правовая база международного, федерального и регионального (на примере Воронежской области) уровней, а также литература по социально-педагогической деятельности. Автор выявляет особенности социально-педагогической адвокации. Результаты данного исследования будут способствовать повышению качества социально-педагогической деятельности и, в конечном итоге, улучшению качества жизни детей с ОВЗ.
социально-педагогическая деятельность, социальная защита, социально-педагогическая адвокация, защита прав, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, правозащитная деятельность
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-013-00545.