Статья посвящена одной из актуальных проблем современной психологии — проблеме поддержки одаренности в процессе психологического консультирования. Одаренность рассматривается как сложное психологическое явление, которое включает личность в целом и определяется высшими духовными аспектами в становлении человека. Особое внимание в статье уделяется диалогическому подходу Т. А. Флоренской в психологическом консультировании. Описываются разработанные ею принципы духовно-ориентированного диалога, рассматриваемого как творческий процесс. В разработках Т. А. Флоренской вопросов духовного развития выделены аспекты, имеющие прямое отношение к теме одаренности: «духовное Я» проявляется в творчестве человека, осуществляющего свое творческое призвание, чему способствует диалог с собеседником вовне, верящим в него, в его духовные возможности. Отмечается, что одаренность может проявиться довольно рано: уже в дошкольном возрасте. Излагаются результаты психологического исследования, нацеленного на выявление специфики развития дошкольников с признаками одаренности и поддержку их дарований. Среди обследованных 290 дошкольников с помощью комплексной диагностики были выделены дети с высоким творческим потенциалом — главной составляющей одаренности: 13,6% от обследованных детей 5–6 лет, 15% от выборки 6–7-летних. У части дошкольников с признаками одаренности было выявлено сочетание высокого творческого потенциала с недостаточностью развития речи, общения, внимания. Наиболее часто встречались трудности речевого развития. Для родителей были проведены консультации по построению взаимодействия с ребенком, которое в наибольшей степени способствовало бы гармоничному и успешному его развитию, раскрытию дарований и преодолению трудностей. Использование диалогического подхода давало возможность подвести родителей к «открытию» такого взаимодействия. Подчеркивается, что проведение подобного диалога требует определенного духовного опыта консультанта, развития диалогической направленности в общении, умения быть в состоянии творческой открытости.
диалог, Т. А. Флоренская, духовно-ориентированное общение, консультирование, одаренность, дошкольный возраст, родители, творческий потенциал
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 14-06-00741а.