/

Егоров Илья Владимирович

Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи


Егоров И. В. Идеалы как динамическая основа аттитюдов и их связь с личностными характеристиками студенческой молодежи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 57-72.

DOI: 10.15382/sturIV201850.57-72

Аннотация

В статье анализируются результаты изучения идеалов как динамической основы аттитюдов студенческой молодежи. Исходя из полученных эмпирических результатов автор рассматривает различия в личностном становлении студенческой молодежи — имеющей и не имеющие идеалов. На основе сравнительного анализа групп студенческой молодежи, имеющей идеалы и не имеющей идеалов, показаны различия в таких личностных характеристиках, как: личностная зрелость, рефлексия, ответственность за свою жизнь, насыщенность временной трансспективы, отношение к стране. Показано сходство обеих групп в направленности совершенствования себя и других; отношения и следования социальным нормам. Полученные результаты позволили автору показать, как происходит переход от внешне задаваемого образца (идеала) к внутреннему процессу саморегулирования на основе индивидуального личностного образца.

Ключевые слова

студенческая молодежь, идеал, аттитюды, личностный образец, личностная зрелость, рефлексия, ответственность, восприятие событий, направленность совершенствования, отношение к стране

Список литературы

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Воловикова М. И. Исследование представлений учащейся молодежи о нравственном идеале // Национально-культурная идентичность в современной России: истоки, особенности, перспективы: сб. ст. СПб., 2015. С. 152.
  3. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2005.
  4. Ганьшина Л. М. Мотивационно-регуляционная функция психологической напряженности (на материале студентов педвуза): дис. … канд. психол. н. М., 1998.
  5. Гражданское мировосприятие молодежи: теоретико-эмпирическое исследование: монография / Л. Б. Шнейдер, И. В. Егоров, А. И. Симанина и др.; науч. ред. Л. Б. Шнейдер. М., 2016.
  6. Гусева Е. П., Серова О. Е. Научно-практический семинар «Духовно-нравственное самосознание личности и понятие идеала в святоотеческой традиции и научной психологии» // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». URL: www.psyedu.ru. 2010. № 3. С. 1–11.
  7. Жизненные перспективы учащейся молодежи: ценности и смыслы бытия: коллективная монография / О. И. Ключко, ред. М., 2015.
  8. Королева А. Ю. Идеал как компонент направленности личности в представлениях современной российской молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, отв. ред. М., 2017. С. 253–261.
  9. Мартьянова Г. Ю. Ценностная сфера как фактор регуляторной активности субъекта в трудной жизненной ситуации // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Педагогика и психология. 2014. № 2 (28). С. 40–47.
  10. Наумова Д. В. Дистинктивность гражданского мировосприятия молодежи в различных регионах России // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2017. № 3. С. 93–103.
  11. Наумова Д. В. Отношение к государству в структуре гражданского мировосприятия молодежи: диагностика и результаты // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Вып. 5 / И. В. Егоров, Л. Б. Филонов, отв. ред. СПб., 2015. С. 62–67.
  12. Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007. С. 138.
  13. Рассказова И. Н., Симанина А. И. Идеалы студентов педагогического университета в содержании их гражданского мировосприятия // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, 2015. № 5. С. 45–49.
  14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 119.
  15. Сколько Вам лет? (Линии жизни глазами психолога) / А. А. Кроник, ред. М., 1993.
  16. Собкин В. С., Буреломова А. С., Смыслова М. М. Идеалы современного российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. 15. Вып. 26 / В. С. Собкин, ред. М., 2011. С. 21.
  17. Тимощук И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у студентов-психологов // Практическая психология и социальная работа. 2004. № 8. С. 37–40.
  18. Хрусталева В. В. Структурно-содержательные характеристики и проявления социальной идентичности старшеклассников в условиях профильного обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. н. М., 2016.
  19. Шнейдер Л. Б., Хрусталева В. В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник РМАТ. 2014. № 3. С. 83–96.

Данные об авторе

Егоров Илья Владимирович


Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, Москва,129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-7302-5335;
Электронный адрес: egorov_cpti@mail.ru.

Благодарности

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-513-00003 Бел_а «Характеристики и проявления аттитюдов патриотизма в контексте профессионализации молодежи»