В статье показаны результаты исследования позитивной идентичности подростков, старшеклассников и первокурсников колледжа. Автор представляет сравнительный анализ выраженности позитивных личностной и социальной идентичностей подростков в условиях школы и колледжа. Статья включает описание качественных результатов исследования позитивных личностной и социальной идентичностей подростков и старшеклассников, что позволяет выявить содержательную составляющую достигнутой идентичности. Полученные данные по исследованию позитивной социальной идентичности обучающихся школ и колледжа свидетельствуют, что подростки в основной массе имеют просоциальную направленность, характеризующуюся наличием готовности разделять общегрупповые нормы, правила и ценности, транслируемые в обществе. Позитивная личностная идентичность представлена большим количеством респондентов среди обучающихся десятых классов. Качественный анализ обнаружил сходство предпочтений слов-самоописаний подростков и старшеклассников по методикам МИЛИ и МИСИ. Совпали во всех группах испытуемых слова: «дружба», «общение», подчеркивающие значимость реализации себя в удовлетворяющем общении и среди друзей. Также характерным для позитивной социальной идентичности подростков и старшеклассников стало слово «жизнь». Материалы работы могут быть использованы в деятельности педагогов, социальных педагогов и практических психологов в системе образования при разработке программ сопровождения обучающихся.
подростки, старшеклассники, первокурсники колледжа, позитивная идентичность, фактор социализации, социализация, подростково-юношеский период взросления