Вачков Игорь Викторович; Вачкова Светлана Николаевна
Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников
Ссылка на статью:
Вачков И. В.,
Вачкова С. Н.
Факторы образовательной среды и психологическое здоровье школьников // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2018.
Вып. 50. С. 73-86.
DOI:
10.15382/sturIV201850.73-86
Аннотация
В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных влиянию различных факторов на психологическое здоровье школьников и успешность их обучения. Важнейшими из этих факторов оказываются сам ученик, семья, школа в целом и учитель. При этом влияние указанных факторов, согласно полученным данным, часто оказывается совсем не таким, как представляется обыденному сознанию. Рассмотрение результатов проведенных за десятилетия исследований позволило авторам сделать вывод о превалирующей роли ученика и его собственных усилий в успешности обучения и в состоянии его психологического здоровья. Хроническое заболевание ребенка, вопреки устоявшемуся мнению, хоть и негативно сказывается на учебных успехах и психологическом здоровье школьника, но его влияние не слишком велико. Гораздо большее значение имеют ожидания родителей от ребенка, их эмоциональная поддержка и вера в него. Также важными факторами являются особенности школьной культуры и уклад школы. Кроме рассмотрения зарубежных исследований, в статье описываются характеристики нескольких наиболее успешных американских школ, в которых факторы образовательной среды выражены особенно ярко и изучение которых было проведено самими авторами. Также в статье показано, что сильное влияние на успешность обучения и психологическое здоровье школьников оказывает то, какие отношения сложились у них с учителями. Даже если другие внутришкольные факторы не слишком позитивны, учитель, умеющий воспринимать точку зрения учеников на те или иные вопросы, может оказывать значительное положительное воздействие на их учебные успехи и самочувствие.
Ключевые слова
успешность обучения, психологическое здоровье, образовательная среда, метаанализ, ученик, семья, школа, учитель, благополучие, родительские ожидания
Список литературы
- Хэтти Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / В. К. Загвоздкин, Е. А. Хамраева, ред. М., 2017.
- Ahn S., Choi J. Teachers’ subject matter knowledge as a teacher qualifi cation. A synthesis of the quantitative literature on students’ mathematics achievement // Paper presented at the American Educational Research Association. San Diego, 2004, april.
- Allen M. The role of teacher immediacy as a motivational factor in student learning: Using metaanalysis to test a causal model // Communication Education. 2006. Vol. 55. № 1. P. 21–31.
- Alessi G. Diagnosis diagnosed: A systemic reaction // Professional School Psychology. 1988. № 3. P. 145–151.
- Brown L. I. A meta-analysis of research on the infl uence of leadership on student outcomes. Unpublished Ph. D. Virginia, 2001.
- Cornelius-White J. Learner-centered teacher-student relationships are eff ective: A meta-analysis // Review of Education Research. 2007. Vol. 77. № 1. P. 113–143.
- Duncan G. J., Dowset C. J., Claessens A. School readiness and later achievement // Development Psychology. 2007. Vol. 43. № 6. P. 1428–1446.
- Fullan M., Stiegelbauer S. The new meaning of educational change. 2nd ed. London, 1991. P. 197.
- Marzano R. J. A new era of school reform: Going where the takes us. Aurora, CO, 2000.
- Seipp B. Anxiety and academic performance: A meta-analisis of fi ndings // Anxiety, Stress, and Coping. 1991. Vol. 4. № 1. P. 27–41.
- Stekelenburg C. R. The eff ects of public high school size on student achievement: A meta-analysis. Unpublished ed. Georgia, 1991.
- Strong W. B., Malina R. M., Blimkie C. J. R. Evidence based physical activity for school-age youth // The Journal of Pediatrics. 2005. Vol. 146. № 6. P. 732–737.
- Witter R. A., Okun M. A., Stock W. A., Haring M. J. Education and subjective well-being: A metaanalisis // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1984. Vol. 6. № 2. P. 165–173.
Данные об авторе
Вачков Игорь Викторович
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и психологии;
ORCID: 0000-0001-7784-7427;
Электронный адрес: igorvachkov@mail.ru.
Вачкова Светлана Николаевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский городской педагогический университет; Российская Федерация, 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1;
Должность: директор Института системных проектов;
ORCID: 0000-0002-3136-3336;
Электронный адрес: svachkova@mgpu.ru.