Беленцов Сергей Иванович
Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера
Ссылка на статью:
Беленцов С. И.
Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2018.
Вып. 49. С. 78-87.
DOI:
10.15382/sturIV201849.78-87
Аннотация
В статье анализируется социально-педагогическая система, предложенная известным немецким педагогом второй половины ХIХ — начала ХХ в. Георгом Кершенштейнером, апологетом гражданского воспитания. Ведущими подходами к исследованию данной проблемы являются системный, исторический и культурологический, позволившие установить сущностные характеристики, особенности процесса воспитания в Германии рассматриваемого периода. Суть гражданского воспитания Г. Кершенштейнер изложил в своих трудах «Основные вопросы школьной организации», «О воспитании гражданственности», «Трудовая школа». Целью гражданского воспитания, по Г. Кершенштейнеру, было формирование гуманистического общежития. Работы Г. Кершенштейнера утверждали представление о гражданском воспитании как формировании солидарности, законности, умения жертвовать собственными интересами, уважения к общественному порядку, любви к Родине. Материалы статьи могут быть полезны педагогическим работникам, организаторам воспитательной работы с учащейся молодежью для знакомства с жизнью и деятельностью известного германского педагога и общественного деятеля Г. Кершенштейнера.
Ключевые слова
Георг Кершенштейнер, гражданское воспитание, трудовая школа, начальная народная школа, образование
Список литературы
- Васильева З. И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2006.
- Ильин Н. Н. О воспитании общественности в школе. М., 1916.
- Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг., 1917.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб., 1911.
- Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. М., 1914.
- Кершенштейнер Г. Трудовая школа. М., 1910.
- Левинсон К. А. Модернизация и школа в Германии на рубеже XIX и XX вв. // Новое литературное обозрение. 2010. № 105. С. 33–56.
- Образцова О. Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX — начала XX в.: Дис. … канд. пед. наук. Архангельск, 1996.
- Рыжов А. Н. Новые подходы к воспитанию и воспитанию ребенка в теории образования и практике западноевропейских стран и России в конце XIX — начале XX в. М., 2006.
- Соколов П. А. История педагогических систем. Пг., 1916.
- Тутикова И. А. Фундаментальные идеи гражданского образования Георга Кершенштейнера // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 4. С. 14–22.
Данные об авторе
Беленцов Сергей Иванович
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Курский государственный университет; Российская Федерация, 305038, г. Курск, Майский бульвар, 28–28;
Должность: проф. кафедры непрерывного профессионального образования;
ORCID: 0000-0003-4844-5343;
Электронный адрес: si_bel@mail.ru.
Благодарности
Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 17-06-00013).