В статье анализируются взгляды авторов сборника «Вехи» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. С. Изгоев) и К. Н. Вентцеля о выборе пути преобразования России, о воспитании нового человека. Обращение к проблематике «Вех» в данном контексте связано с тем, что духовные поиски известных русских философов начала XX в. (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк, А. С. Изгоев) и К. Н. Вентцеля совпали во времени. Это не было случайным, скорее закономерным явлением. Сопоставление высказанных ими идей в области воспитания поражает совпадением взглядов, наблюдений, выводов. Они поставили точный диагноз социальных и нравственных болезней интеллигенции и интеллигентной молодежи и обозначили направления духовных поисков в определении созидательных целей жизни. Несмотря на все различие мировоззрения этих мыслителей, их поиски строились на одной основе — на фундаменте духовного преобразования развивающейся личности. Результаты воспитания ученые связывали с влиянием семьи, школы, окружающей среды, всех социальных институтов. До сих пор идеи, высказанные ими, актуальны для нашего общества и для педагогики.
история отечественной педагогики, начало XX века, сборник «Вехи», К. Н. Вентцель, формирование, духовность, творческое самосознание личности