/

Артемова Юлия Александровна

Эдвард Хьюс и К. Д. Ушинский: два подхода к созданию детских учебных пособий в 1840е – 1860е гг.


Артемова Ю. А. Эдвард Хьюс и К. Д. Ушинский: два подхода к созданию детских учебных пособий в 1840е – 1860е гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 49-78.

DOI: 10.15382/sturIV201848.49-78

Аннотация

Статья посвящена сравнительному анализу творческого наследия выдающихся педагогов и писателей середины — второй половины XIX в. — британца Э. Хьюса и нескольких других британских авторов, бывших его соратниками, с одной стороны, и россиянина К. Д. Ушинского — с другой. Сопоставляются подходы к организации и структурированию обучающих текстов, к использованию иллюстративного материала, а также базовые этико-идеологические установки каждого из них. Аналитическое сопоставление избранных для изучения учебных книг было бы невозможно без более или менее обстоятельного изложения их содержания. Именно оно поможет читателю оценить объемы труда, вложенного составителями, глубину и дальновидность их замыслов, дидактические приемы, а также многое другое, равно как и прочувствовать сам дух педагогических практик, моделируемых российским и британскими авторами. Для выполнения поставленных задач в статье проводится сравнительный анализ не только структуры, но и тематики, а также манеры изложения материала, избранной авторами, степени его диалогичности и наглядности.

Ключевые слова

Константин Ушинский, Эдвард Хьюс, книга для чтения, литературное наследие, педагогика, дидактика, диалогичность, образование, просвещение, обучающий материал, психология ребенка

Список литературы

  1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Праздник встречи Петербурга и Берлина: к истории русско-немецких контактов в развитии учебников для начальной школы // Праздник и повседневность: эвристический потенциал детства: сборник научных трудов. СПб., 2017. С. 345–352.
  2. Безрогов В. Г., Тендрякова М. В. Что немцу диалог, то русскому учитель: от «Естественной истории» Раффа к «Детскому миру» Ушинского // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 58–70.
  3. Ушинский К. Д. Детский мир и хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы. СПб., 1861.
  4. Goldsmith J. A Grammar of British Geography; being a general description of the British Empire, in Europe, and in all parts of the World. London, 1827.
  5. Goldsmith J. An Easy Grammar of Geography: Intended as a Companion and Introduction to the «Geography of a Popular Plan for Schools and Young Persons». With maps. London, 1811.
  6. Goldsmith J., Hughes E. A Grammar of General Geography, for the Use of Schools and Young Persons, With Maps and Engravings. London, 1851.
  7. Hughes E. A Manual of Explanatory Arithmetic, including numerous carefully constructed examples, for the use of elementary and other schools, and private pupils. London, 1849.
  8. Hughes E. An Atlas of Bible Lands. Designed for the Use of Schools and Scripture Students. London, 1852.
  9. Hughes E. Aritmetical Exercises, with Answers. London, 1849.
  10. Hughes E. Designed for the use of Schools, Outlines of Physical Geography, Descriptive of the Inorganic Matter of the Globe, and the Distribution of Organized Beings. London, 1849.
  11. Hughes E. Geography for Elementary Schools. First Course. London, 1861.
  12. Hughes E. Outlines of Scripture Geography and History: Illustrating the Historical Portions of the Old and New Testaments. Designed for the Use of Schools and Private Readings. London, 1853.
  13. Hughes E. Select English Poetry, with Prose Introductions, Notes, and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots; for the Use of Schools and Private Readings. London, 1851.
  14. Hughes E. Select Specimens of English Poetry, with Prose Introductions, Notes, and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots. For the Use of Schools and Private Readings. London, 1856.
  15. Hughes E. Select Specimens of English Prose, with Explanatory Notes and Questions: to which is added An Etymological Appendix of Greek, Latin, and Saxon Roots. For the Use of Schools and Private Readings. London, 1853.
  16. Hughes E., ed. Reading Lessons. First Book. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1855.
  17. Hughes E., ed. Reading Lessons. Fourth Book. Advanced Series. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1858.
  18. Hughes E., ed. Reading Lessons. Second Book. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1855.
  19. Hughes E., ed. Reading Lessons. Third Book. Advanced Series. With Numerous Illustrations. London-Edinburg-Dublin, 1856.

Данные об авторе

Артемова Юлия Александровна


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125047, г. Москва, Миусская пл., 6;
Должность: доцент Учебно-научного центра социальной антропологии;
ORCID: 0000-0002-7437-8044;
Электронный адрес: redfox712002@yandex.ru.

Благодарности

Работа над статьей поддержана грантом ОГОН РФФИ 17-06-00066а.