В последней трети XVIII и начале XIX в. преподавание религиозных представлений внутри курсов по естественной истории выступает важным свидетельством, выявляющим историко-культурный диалог педагогических традиций. В основе статьи лежит рассмотрение оригинальных и переводных учебных изданий И. Блуменбаха, Г. Гроссе, Г. Раффа, В. Зуева, Н. Озерецковского и В. Севергина, К. Ушинского. Анализ показывает сознательные и неосознанные различия в понимании и трактовке авторами роли и места Бога по отношению к природе и человеку. В переводных изданиях (например, Naturgeschichte für Kinder Раффа) мы видим три уровня присутствия Бога в природе (в отношении каждого живого существа, их групп и сообществ, всего мироздания как взаимосвязанной системы). В аналогичных российских изданиях, как правило, представлен только первый из них, если представлен вообще. Грань между природой и Богом в русских изданиях по естественной истории проведена более отчетливо, граница между книгами о Боге и о природе менее проницаема, нежели в Германии. Такое различие связано с особенностями диалога между образованием и религией, характерными для этих стран.
учебник, естественная история, религиозное образование, XVIII век, XIX век, Россия, Германия
- Адарюков В. Я. Книга гражданской печати в XVIII в. М., 1924.
- Бахманн-Медик Д. Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре. М., 2017.
- Пыпин А. Н. Книжная деятельность времен Петра Великого // Вестник Европы. Т. 4. Июль 1898. С. 236–271.
- Райков Б. Е. Пути и методы естественнонаучного просвещения. М., 1960.
- Рукоп. сборник студентов МДА 1824–1827-х гг. ОР РГБ.Ф. 173. II.л. 271 об.
- Учебный план кантона Ааргау в Швейцарии. URL: https://www.ag.ch/de/bks/kindergarten_volksschule/unterricht_schulbetrieb/lehrplan_lehrmittel_volksschule/realien/realien.jsp.
- Черничкина А. А. Натурфилософия немецкого романтизма: культура и естествознание // Метафизика. 2016. № 2 (20). С. 153–166.
- Черничкина А. А. Природа и религия в романтической метафизике // Метафизика. 2013. № 2 (8). С. 35–46.
- Bachmann-Medick D. Cultural Turns. Neuorientierungen in den Kulturwissenschaften. Reinbek bei Hamburg, 2006, 2007, 2009, 2010, 2014; рус. пер. сделан с 3-го издания 2009 г.
- Beschreibung der Natur-Geschichten des Schweizerlands. Erster (-dritter) Theil. Zürich, in Verlegung des Authoris, gedr. bey Michael Schaufelb(erger) und Christoff Hardmeier, 1706–1708.
- Beumer P. J. Der kleine Raff , oder Vater Gotthold's Unterhaltungen mit seinen Kindern über die Reiche der Natur: eine Naturgeschichte für die liebe Jugend. 4. Aufl . Wesel, 1852 (1. Aufl. 1841).
- Cross A. G. The British in Catherine’s Russia: A Preliminary Study // Garrard J. G., ed. The Eighteenth Century in Russia. Oxford, 1973.
- Idelson-Shein I. The Beginning of the End: Jews, Children and Enlightenment Pedagogy // The Jewish Quarterly Review. 2016. Vol. 106. № 3. P. 383–395.
- Kogman T. Baruch Lindau’s Rešit limmudim (1788) and Its German Source: A Case Study of the Interaction between the Haskala and German Philantropismus // Aleph. 2009. № 9:2. P. 277–305.
- Kogman T. The emergence of scientifi c literature in Hebrew for children and youth in the nineteenth century: preliminary directions for research // Jewish Culture and History. 2016. Vol. 17. № 3. P. 249–263.
- Oelkers J. Elementary Textbooks in the 18th century and their Theory of the Learned Child / Campi E., De Angelis S., Goeing A.-S., Grafton A.T., eds. Scholarly knowledge: textbooks in early modern Europe. Geneva, 2008. P. 409–432.
- Papastergiadis N. The Turbulence of Migration. Globalization, Deterriorialization and Hybridity. Cambridge, 2000. P. 125–126.
- Schubert G. H. von. Allgemeine Naturgeschichte, 1826.
- [Sigaud de la Fonde J.F.]. Wunder der Natur, eine Sammlung außerordentlicher und merkwürdiger Erscheinungen und Begebenheiten in der ganzen Körperwelt, zum Unterricht und Vergnügen nach alphabetischer Ordnung. Aus dem Französischen übersetzt und mit Zusätzen vermehret [von Christian Gotthelf Friedrich Webel]. Leipzig, 1782–1783. 2 Bände.
- Stalla B. J. Christian Raff (1748 bis 1788) und sein Werk «Naturgeschichte für Kinder» // Die Gestalt. Vierteljahreszeitschrift für bildnerische Erziehung. 2000. 62. Jg., H. 1. S. 20–21.
- Wolpe R. The True Way to Loving God: Nature in the Haskala // The University of Toronto Journal of Jewish Thought. 2013. Vol. 3. P. 1–28. URL: http://tjjt.cjs.utoronto.ca/articles-2/
Безрогов Виталий Григорьевич
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Институт стратегии развития образования РАО; Российская Федерация, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, д. 5/16;
Должность: главный научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6389-4783;
Электронный адрес: bezrogov@mail.ru.
Тендрякова Мария Владимировна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт этнологии и антропологии РАН; Российская Федерация, 119991, г. Москва, Ленинский проспект, 32а;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6206-8439;
Электронный адрес: mashatendryak@gmail.com.
Работа поддержана грантами ОГОН РФФИ 17-06-00066а и 17-06-00288а.