/

Мудрик Анатолий Викторович

Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований


Мудрик А. В. Включенное наблюдение как метод психолого-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 109-116.

DOI: 10.15382/sturIV201747.109-116

Аннотация

Дается определение метода включенного наблюдения как одного из способов качественного исследования социальных феноменов в антропо-ориентированных отраслях знания (этологии, социологии, психологии, педагогике); предлагается краткий экскурс в историю возникновения и применения метода включенного наблюдения в США (Линды, Андерсон, Уайт) и в России (Эльконин, Новикова) в прошлом столетии; предлагается дифференциация метода на созерцательное включенное наблюдение и участвующее включенное наблюдение; описываются особенности позиции включенного наблюдателя в коллективе воспитательной организации; названы частные методики, которые могут быть использованы в процессе включенного наблюдения: социологические (анкетный опрос, интервью), психологические (социометрия, ранжирование, тесты), педагогические (беседы, независимые характеристики, естественный эксперимент); названы типичные случаи использования метода включенного наблюдения (выявление проблем дальнейших исследований; изучение механизмов, лежащих в основе социально-психологических и социально-педагогических процессов и др.); обозначены ограничения и опасности, свойственные процессу использования метода включенного наблюдения (субъективность наблюдателя, стереотипизация в трактовке наблюдаемых явлений и т. д.).

Ключевые слова

включенное наблюдение, участвующее включенное наблюдение, позиция включенного наблюдателя, психолого-педагогическое исследование, исследование социальных феноменов

Список литературы

  1. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, ред. М., 1967.
  2. Естественный эксперимент и его школьное применение / А. Ф. Лазурский, ред. Пг., 1918.
  3. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Н. Л. Селиванова, А. В. Мудрик, ред. М., 2010.
  4. Anderson N. The Hobo: The Sociology of the Homeless Man. Chicago, 1923.
  5. Lind R. S., Lind H. M. Middletown. N. Y., 1927.
  6. Lindeman E. Dynamic Social Research. Cit. of Madge J. The Origins of Scientifi c Sociology. The Free of Glencoe. N.Y., 1962. P. 216–317.
  7. Morse M. The Unattached. Middlesesc. London, 1965.

Данные об авторе

Мудрик Анатолий Викторович


Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: член-корреспондент РАО;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Малый Сухаревский пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры социальной педагогики и социальной психологии;
ORCID: 0000-0003-0410-9487;
Электронный адрес: amudrik@yandex.ru.

Благодарности

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 17-06-00796.