Дается определение метода включенного наблюдения как одного из способов качественного исследования социальных феноменов в антропо-ориентированных отраслях знания (этологии, социологии, психологии, педагогике); предлагается краткий экскурс в историю возникновения и применения метода включенного наблюдения в США (Линды, Андерсон, Уайт) и в России (Эльконин, Новикова) в прошлом столетии; предлагается дифференциация метода на созерцательное включенное наблюдение и участвующее включенное наблюдение; описываются особенности позиции включенного наблюдателя в коллективе воспитательной организации; названы частные методики, которые могут быть использованы в процессе включенного наблюдения: социологические (анкетный опрос, интервью), психологические (социометрия, ранжирование, тесты), педагогические (беседы, независимые характеристики, естественный эксперимент); названы типичные случаи использования метода включенного наблюдения (выявление проблем дальнейших исследований; изучение механизмов, лежащих в основе социально-психологических и социально-педагогических процессов и др.); обозначены ограничения и опасности, свойственные процессу использования метода включенного наблюдения (субъективность наблюдателя, стереотипизация в трактовке наблюдаемых явлений и т. д.).
включенное наблюдение, участвующее включенное наблюдение, позиция включенного наблюдателя, психолого-педагогическое исследование, исследование социальных феноменов
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 17-06-00796.