Становская Татьяна Алексеевна
Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков
Ссылка на статью:
Становская Т. А.
Педагогическое наследие законоучителей российской школы конца XIX – начала XX веков // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2017.
Вып. 47. С. 93-106.
DOI:
10.15382/sturIV201747.93-106
Аннотация
В статье рассматриваются основные педагогические идеи российских законоучителей конца XIX — начала XX в., касающиеся прежде всего поиска эффективных путей и способов преподавания основного предмета российской школы — «Закона Божия». На основе анализа документальных нормативных источников и трудов законоучителей автор обозначает основные особенности складывающейся методики преподавания «Закона Божия» и характеризует ее компоненты: специфику содержания предмета и его составляющие, организационные формы, в первую очередь урок и особенности выстраивания его этапов, а также подготовки к проведению, методы — метод нравственного вывода, вступительные беседы, методы библейского повествования, метод основательного доказательства, а также представляющие наибольший интерес средства обучения и проверки результатов.
Содержащиеся в статье данные представляют собой обобщение результатов исследования опыта преподавания предмета «Закон Божий» в школах дореволюционной России и представляют собой изложение опыта российского образования, который может быть интересен современным педагогам, ведущим курсы основ православного вероучения и культуры.
Ключевые слова
законоучитель, Закон Божий, православная культура, педагогическое наследие, исторический опыт, методика преподавания, Священная история, катехизис, молитва, богослужение, формы организации, нравственный вывод, средства обучения, наглядные средства, проверка знаний
Список литературы
- Благонравов М., прот. Опыт методического пособия для законоучителей церковноприходских школ. Астрахань, 1911.
- Давыденко В. Основные начала религиозно-нравственного воспитания с изложением способов обучения «Закону Божию». Харьков, 1913.
- Дивногорцева С. Ю. Методика преподавания православной культуры как новая область дидактической науки // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 89–97.
- Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / А. С. Пругавин, сост. СПб., 1898.
- Красев А. А. О преподавании «Закона Божия» в начальной народной школе. Вятка, 1904.
- Нозер Ф. Методика «Закона Божия», или пособие к преподаванию «Закона Божия» в начальной школе. М., 1898.
- Рачинский С. А. Школьный поход в Нилову пустынь. СПб., 1909.
- Сборник правил и программ для церковноприходских школ, с относящимися к ним определениями Св. Синода / Д. И. Тихомиров, сост. Могилев-на-Днепре, 1887.
- Свирелин А., прот. Наставление в «Законе Божием». М., 1897.
- Сидорский И. П. Рассказы из Священной истории. К картинкам для наглядного преподавания Священной истории: в 2 ч. СПб., 1878.
- Смирнов И. И. Руководствующие указания к правильной постановке учебной части в одноклассных и двухклассных начальных школ согласно Министерским программам и применительно к новым требованиям дидактики. Рига, 1914.
- Сосунцов Е. Ф., свящ. Методические указания и конспекты уроков по «Закону Божию»: Курс младшего отделения начальной школы. Казань, 1909.
- Становская Т. А. Историческая преемственность изучения православной культуры в России // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 85–94.
- Темномеров А., прот. Наставление в «Законе Божием». Молитвы, Священная история, богослужение Православной Церкви, о вере и жизни христианской. Пг., 1917.
- Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. // Полное собрание законов Российской империи за 1828. Т. 3.
- Фаддей (Успенский), архиеп. Записки по дидактике // Творения. Кн. 2. Тверь, 2003.
Данные об авторе
Становская Татьяна Алексеевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1;
Должность: Преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования;
ORCID: 0000-0001-9667-6125;
Электронный адрес: taaldu@gmail.com.
Благодарности
Статья поддержана грантом Фонда развития ПСТГУ «Церковь и школа в России в период 1900–1918 гг.» (01-0317/КИП 3).