Козлова Мария Андреевна
Моральные основания социальной политики в педагогическом дискурсе
Ссылка на статью:
Козлова М. А.
Моральные основания социальной политики в педагогическом дискурсе // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2017.
Вып. 46. С. 34-47.
DOI:
10.15382/sturIV201746.34-47
Аннотация
В статье осуществляется анализ моральных аспектов репрезентации в школьных учебниках социально уязвимых групп. Мы рассматриваем социальную категоризацию как фактор, во многом формирующий социальную структуру. Основу социальной структуры составляет категоризация как когнитивная функция и производная от нее классификация как социальный феномен. Категоризация, вынесенная в публичный дискурс вокруг проблем социальной политики, закрепляет коды желательного и нежелательного поведения, институционализируя поведенческие практики и паттерны восприятия. Школьный учебник становится инструментом трансляции сложившихся практик новым поколениям. Эмпирическую базу исследования составили учебники по предметам «Окружающий мир» и «Обществознание». В комплекте учебников для начальной школы в анализ включено четыре фрагмента, в комплекте для 5–11-х классов — 72. Рассмотрение примеров упоминания социально уязвимых групп в школьных учебниках позволило а) проследить изменения репрезентации темы в учебниках, ориентированных на разные возрастные группы; б) выявить степень сходства в репрезентации различных социально незащищенных групп. В отношении бедных и безработных преобладает нормализующий дискурс. В отношении людей с инвалидностью, пожилых людей и неполных семей преобладает обвинительный и дискриминирующий дискурс, в котором индивид репрезентирован как объект опеки, либо дискурс избегания, направленный на символическое удаление проблемы из реальности.
Ключевые слова
моральные мотивы, социально уязвимые группы, школьный учебник, анализ дискурса, социальная категоризация, бедность
Список литературы
- Богданова Е. А. Советский опыт регулирования правовых отношений, или «в ожидании заботы» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Т. IX. № 1 (34). С. 77–90.
- «Картинки в моем букваре»: Педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы. М., 2013.
- «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры: Сб. статей / В. Г. Безрогов, Т. С. Маркарова, ред. // Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». Вып. 16. М., 2014.
- Обществознание. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, ред. М., 2014.
- Обществознание. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, ред. М., 2014.
- Обществознание. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2012.
- Обществознание. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2013.
- Обществознание. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2011.
- Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, ред. М., 2012.
- Орлова Г. «Карты для слепых»: политика и политизация зрения в сталинскую эпоху // Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / Е. Ярская-Смирнова, П. Романов, ред. М., 2009. С. 57–105.
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 кл. начальной школы: В 2 ч. М., 2005. Ч. 2.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
- The Politics of the Textbook / M. W. Apple, L. K. Christian-Smith, eds. N. Y., 1991.
- Douglas M. Purity and Danger: An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo. N. Y., 1966.
- Foucault M. The History of Sexuality. Vol. 1. An Introduction. L.; N.Y., 1978.
- Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge, 1989.
- Hunter J. D. Culture Wars. N. Y., 1991.
- Scheff T. J., Retzinger S. M. Violence and emotions: Shame and rage in destructive confl icts. Lexington, 1991.
- Steensland B. Moral Classification and Social Policy // Handbook of the Sociology of Morality / S. Hitlin, S. Vaisey, eds. Springer Science+Business Media, LLC, 2010. P. 455–468.
- Tilly C. Durable Inequality. Berkeley and Los Angeles, CA, 1998.
- Turner J. H., Stets J. E. The sociology of emotions. Cambridge, 2005.
Данные об авторе
Козлова Мария Андреевна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики; Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0001-5516-2611;
Электронный адрес: makozlova@yandex.ru.
Благодарности
Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.