Ромашина Екатерина Юрьевна
Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX – начала XX вв.
Ссылка на статью:
Ромашина Е. Ю.
Визуализация религии в российских азбуках и букварях XIX – начала XX вв. // Вестник ПСТГУ.
Серия IV:
Педагогика. Психология. 2017.
Вып. 46. С. 67-85.
DOI:
10.15382/sturIV201746.67-85
Аннотация
На протяжении XIX-XX вв. произошло качественное изменение роли наглядности в пособиях для первоначального обучения грамоте: визуальные компоненты азбук и букварей приобрели самостоятельное дидактическое значение. В частности, разнообразные изобразительные материалы стали широко использоваться в начальном религиозном образовании. В нашем исследовании мы проследили их историческую эволюцию в России на протяжении «долгого девятнадцатого века». В статье рассмотрены российские азбуки и буквари, выпущенные в 1800-1917 гг. в столице и провинции государственными, церковными и частными издательствами, ориентированные на православное вероисповедание, 209 изданий и переизданий. Визуальные элементы религиозного содержания - изображения религиозной символики; многофигурные иллюстрации к библейским сюжетам; изображения религиозных практик - обнаружены нами в 68 пособиях. Количество изданий с визуальным религиозным контентом нарастает, но их относительное число не меняется: 1800-1864 гг. - 9 пособий из 29; 1865-1899 - 31 из 95; 1900-1917 - 28 из 85. На протяжении всего XIX и начала ХХ века динамика использования визуального ряда в начальном религиозном образовании показывает расширение его спектра от мелких рисунков декоративного характера, не связанных с текстами, до иллюстрированной Священной истории без текстуального контента. Помимо расширения репертуара визуальных элементов с религиозным содержанием мы увидели качественные изменения функций религиозных визуальных элементов в учебниках: от доминирования декоративной и ориентировочной функций - к появлению и развитию дидактических. Полагаем, что данный процесс демонстрирует кардинальное историческое изменение в подходах к школьному религиозному образованию. Целостная реконструкция реальной практики использования визуального в религиозном образовании требует дополнительных исследований методических руководств для учителя, мемуаров и других источников.
Ключевые слова
азбука, букварь, учебник, визуальный ряд, обучение грамоте, религия, религиозное образование
Список литературы
- Азбука в картинках для маленьких детей. М., 1893.
- Азбука для начального учения. М., 1912.
- Азбуки, буквари и книги для чтения. Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. URL: http://www.abc.gnpbu.ru/
- Азбучка для детей: С картинами. М., 1884.
- Александрович М. С. Школка грамоты: Начатки род. яз., Христова учения и счета: Для крестьян. ребят. М., 1905.
- Анастасиев А. И. Русско-славянская азбука для начальных училищ и домашнего обучения. М., 1891.
- Баранов А. Г. Наше родное: Рус. и церк.-слав. букварь и сб. ст. для упражнения в рус. и церк.-слав. чтении, с образцами для письма, материалом для самостоят. письм. упражнений и рис. в тексте. СПб., 1886.
- Белый В. И. Русская азбука с примерами правильного чтения, с объяснением главных правил русской и церковно-славянской грамматики, а также краткое понятие о божественной литургии, цифры, меры, вес и общеполезные сведения. Одесса, 1898.
- Бородина А. В. Основы православной культуры. Мы и наша культура: Учеб. пособие для 1 класса. М., 2005.
- Брайковский А. А. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковно- славянскому чтению в школе и дома. М., 1889.
- Букварь гражданский и церковный: с прил.: молитв, ст. для чтения, кр. сведений о России и прописей. [Б. м.], 1866.
- Букварь для вотских детей. Казань, 1892.
- Букварь солдатский. СПб., 1867.
- Букварь солдатский. СПб., 1869.
- Бунаков Н. Ф. Азбука и уроки чтения и письма, в трех книжках. СПб., 1907.
- «В России надо жить по книге»: начальное обучение чтению и письму (становление учебной книги в XVI–XIX вв.). / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2015.
- Васин. Новейшая российская азбука: с картинами. М., 1917.
- Великолепная русская азбука: Подарок для добрых детей. СПб., 1844.
- Викторин, архим. Азбука по новому способу обучать детей грамоте. Казань, 1871.
- Водовозов В. И. Русская азбука для детей. СПб., 1873;
- То же. СПб., 1875.
- Греков Ф. В. Русский наглядный букварь: Обучение чтению, письму, рисованию и правописанию, со многими картинками в тексте и образцами для письма и рисования. М., 1908.
- Гречушкин С. И. Мир божий: Русская азбука для обучения чтению и письму. М., 1904.
- Григорьев Л. Русское слово: Руководство для обучения рус. яз. в тех шк., в которых дети при поступлении не умеют говорить по-русски. Рига, 1914.
- Гуслистый А. А. Российский букварь для обучения детей грамоте по общепринятому способу, заставляя их заучивать склады, и по новейшему —не заставляя заучивать ни одного склада: В 3 ч. СПб., 1830.
- Гутт М. Полная российская азбука, по которой дитя может выучиться российской грамоте легко, приятно и в непродолжительном времени. М., 1821.
- Гутт М. Самоучитель, или Полная российская азбука, составленная по новейшей методе, и с новыми, до сих пор неизвестными облегчениями к изучению чтения: С 85 картинами и примерами рос. прописей новейшего почерка. М., 1831.
- Дараган А. М. Елка: Подарок на Рождество. СПб., 1874.
- Дмитриев Д. Н. Золотой букет: Азбука: Сост. по новейшей методе, принятой во всех школах грамотности, нар. учитель Д. Н. Дмитриев. С 8-ю хромо-лит. картинками, рис. и виньетками худож. И. И. Кланга. М., 1896.
- Добровольский В. Церковная грамота: Букварь для обучения церковнославян. чтению СПб., 1871; Азбука для начального учения. М., 1912.
- Дорофеев В., прот., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры: Учеб. пособие для 1 кл. М., 2006.
- Ермин Н. Я. Азбука совместного обучения чтению и письму: Для нач. уч-щ. СПб., 1913.
- Золотов В. А. Русская азбука с наставлением, как должно учить. СПб., 1865.
- «Картинки в твоем букваре»: педагогическая семантика иллюстраций в учебнике для начальной школы / Н. Б. Баранникова, В. Г. Безрогов, М. А. Козлова, ред. М., 2013.
- Кренке В. Д. Азбука для народных школ с наставлением для учителя В. Д. Кренке. СПб., 1880.
- Криж В. О. Азбука для сельских школ, русская и церковно-славянская. М., 1904;
- То же. М., 1905.
- Кузнецов А. Самоучитель, или Новейшая и полная энциклопедическая российская азбука, составленная по новейшей, ныне употребляемой, методе, и с новыми облегчениями для чтения, Александром Кузнецовым. М., 1884.
- Лебедев В. Ученье — свет: Русский букварь: Чтение и письмо. М., 1909.
- Лубенец Т. Г. Русско-славянский букварь. Киев, 1910.
- Люстрицкий В. Ф. Азбука для начальных училищ и домашнего обучения: В 3 ч. Казань, 1890. Ч. 1.
- «На фоне Пушкина воспитанное детство»: педагогика визуального в учебнике и на картине / М. В. Тендрякова, В. Г. Безрогов, ред. М., 2011.
- Никольский В. Азбука, изданная для того, чтобы удобством, простотою, легкостью и скоростью заохотить крестьян к грамотности. М., 1871.
- Никольский В. Народная азбука. Для школьного и домашнего обучения. Новая звуковая метода с славянскою азбукою такой же методы В. Никольского М., 1873.
- Новая полная русская азбука, содержащая в себе: молитвы, заповеди, кр. слав. азбуку, нравственные анекдоты, басни и табл. умножения. М., 1880.
- Новая русская азбука для всех. СПб., 1883.
- Новый наглядный букварь «Детский мир»: естеств. метод обучения чтению. М., 1917.
- Новый наглядный русский букварь: легчайший путь обучения чтению (рус. и церков.-славян.), письму и рисованию. с художеств. раскраш. карт. для бесед: для гор., земс. и церков.-приход. шк., а также и для семьи. М., 1912.
- Павленков Ф. Ф. Наглядная азбука для обучения и самообучения грамоте по наглядно-звуковому способу. СПб., 1898.
- Пашков И. И. Русский букварь с картинками. М., 1878 (обл. 1877).
- Полная азбука русская, латинская, греческая, немецкая и французская: С привосовокуплением всех правил для произношения в сих языках. М., 1840.
- Православный букварь для обучения грамоте по Часослову и Псалтири. М., 2007.
- Ромашина Е. Ю. «Забава и польза для детей»: азбука в картинках в учебном книгоиздании России XIX века // Текст. Книга. Книгоиздание. 2017. № 2. URL: http://journals.tsu.ru/book
- Русско-славянская азбука для совместного обучения письму и чтению в начальных народных и церковно-приходских школах. СПб., 1889.
- Тихомиров Д. И. Букварь для совместного обучения письму, русскому и церковнославянскому чтению и счету. М., 1914.
- Тихомиров Д. И., Тихомирова Е. Н. Букварь. Минск, 2011.
- Ушинский К. Д. Родное слово: для детей мл. возраста. Год 1-й: азбука и первая после азбуки кн. для чтения, с прописями, образцами для первонач. рисовки и картинками в тексте. СПб., 1867.
- То же. СПб., 1873.
- То же. СПб., 1892.
- Alwall E. The religious trend in secular English-Irish schoolbooks 1850–1861 and 1871–1880: with a survey of the corresponding development in the U.S.A. Lund, 1974.
- Alwall E. The religious trend in secular Scottish school-books: 1850–1861 and 1873–1882; with a survey of the debate on education in Scotland in the middle and late 19. century. Lund, 1970.
- Bayer G. Die religiöse Dimension der Erstlesefi beln und Lesebücher der bayerischen Grundschule von 1870 bis 1960. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Filosophischen
- Fakultäten der Universität Augsburg vorgelegt von Gerhard Bayer aus Neusäss. 1993.
- Brodeur R. Catéchisme et identité culturelle dans le diocèse de Québec de 1815. Sainte-Foy, 1998.
- Brodeur R. Les catéchismes au Québec 1702–1963. Sainte-Foy; P., 1990.
- Götz G. Das Gottes- und Jesusbild in Fibeln des 19. und 20. Jahrhunderts. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades Doktor der Philosophie an der Kulturwissenschaftlichen Fakultät der Universität Bayreuth vorgelegt von Gerhard Götz (Dipl.Theol./Dipl.Päd.) aus Bayreuth. 1992. Augsburg, 1993.
- Religious Education in History — Confessional and Inter-Confessional Experiences / D. Lindmark, ed. Umea, 2003.
- Tiana A. Textbooks for the Teaching of Religion at Primaty School in Spain, 1808–1931 // Padagogica historica. Supplementary series. 1999. Vol. 5. P. 119–132.
Данные об авторе
Ромашина Екатерина Юрьевна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Место работы: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; Российская Федерация, 300026, г. Тула, пр. Ленина, 125;
Должность: декан факультета искусств, социальных и гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0003-0655-2183;
Электронный адрес: katerinro@yandex.ru.
Благодарности
Работа поддержана грантом Отделения социальных и гуманитарных наук РФФИ 16-06-00113а