Автор анализирует научную категорию гражданское мировосприятие, обосновывает актуальность исследования данного феномена в современных условиях социального мира, указывает на отсутствие диагностического инструментария, направленного на изучение различных компонентов гражданского мировосприятия, видов гражданского мировосприятия, типов личности с особенностями содержания гражданского мировосприятия. В статье описываются социальные условия становления гражданского мировосприятия современной молодёжи, описывается влияние этих условий на становление видов гражданского мировосприятия. Вид рассматривается как проявление степени выраженности общих признаков определённого явления. Описывается проведение и результаты проективной рисуночной методики, направленной на диагностику видов гражданского мировосприятия молодёжи. Проективная методика даёт возможность выделить переживаемый опыт испытуемого, слабоструктурированный стимульный материал позволяет при анализе зафиксировать в рисунках показатели гражданской идентичности, просоциальной активности и опосредованно, косвенно, определить особенности личностной зрелости. При помощи разработанного к данной методике классификатора выделяют два вида гражданского мировосприятия: фрагментарный и целостный. Специфика видов гражданского мировосприятия определяется степенью выраженности и сбалансированности трёх компонентов: гражданской идентичности, личностной зрелости и просоциальной активности.
мировосприятие, гражданское мировосприятие, молодежь, диагностика, проективные методики, классификатор, личность, целостность гражданского мировосприятия, фрагментарность гражданского мировосприятия, гражданская идентичность, субъектность
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»