В данной статье представлены теоретико-методологические основы концепции воспитания В. М. Бехтерева с позиции уровней методологического знания. Философское основание концепции — русская классическая педагогика с ее нравственной составляющей. Автором отмечено, что теорией эволюционного монизма, смысл которой заключается во взаимодействии всех процессов в природе, ученый объяснял суть процесса воспитания. Медицинское видение педагогических проблем способствовало тому, что В. М. Бехтерев акцентировал внимание именно на важности понимания механизма возникновения и существования процессов, связанных напрямую с воспитанием и развитием личности. Являясь представителем экспериментальной педагогики, ученый был одним из первых, кто применил метод эксперимента к педагогическим явлениям. Итогом статьи является формулирование ключевого подхода, который явился ядром педагогической концепции В. М. Бехтерева. На основе анализа педагогических трудов ученого автор подробно описывает комплексную модель воспитания ребенка дошкольного возраста.
история отечественной педагогики, теоретико-методологические основания, В. М. Бехтерев, воспитание, русская классическая педагогика, эволюционная теория, экспериментальная педагогика, педагогическая концепция, ребенок дошкольного возраста, модель воспита
Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб, 1909.
Бехтерев В. М. О социально-трудовом воспитании. Доклад на Съезде по экспериментальной педагогике 23 мая. Пг, 1917.
Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема (на обложке «Бессмертие с точки зрения науки»). Речь, сказанная на торжественном акте Психо-неврологического института в феврале 1916. М, 1918.
Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М, 1998.