/

Колпакова Марианна Юрьевна

Основные современные подходы в психологии морального развития


Колпакова М. Ю. Основные современные подходы в психологии морального развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 91-102.

DOI: 10.15382/sturIV201643.91-102

Аннотация

Статья посвящена анализу современных подходов к моральному развитию (moral development). Рассматриваются основные современные психологические подходы к моральному развитию: когнитивный, психоаналитический, социального научения, просоциального развития, личностные подходы. Выделена основная проблема в области моральной психологии — проблема мотивации морального поведения — и проанализированы предлагаемые пути ее решения. Теории морального развития долгое время фокусировались на изучении роли морального мышления и эмоций в моральном развитии, в настоящее время развиваются более интегративные подходы. Несмотря на существование множества различных подходов, понимание того, как мораль становится частью структуры личности, до сих пор не выработано. Представления о способах решения проблемы моральной мотивации определяются метатеоретическими основаниями различных подходов. На основании анализа метатеоретических оснований теорий морального развития сделано заключение о том, что в основании большинства современных подходов лежит представление о человеке как лишенном духа. Раскрываются основные положения подхода к морально-нравственному развитию в рамках диалогической психологии Т. А. Флоренской.

Ключевые слова

моральное развитие, моральное понимание, моральная идентичность, личность, диалог

Список литературы

1. Гаврилова Т. П. Экспериментальное изучение эмпатиии детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 107–114.
2. Колпакова М. Ю. Диалог в психологической работе с ребенком // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 111–119.
3. Колпакова М. Ю. К проблеме ценностного самоопределения // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 53–65.
4. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. Т. 20. № 6. С. 81–88.
5. Купрейченко А. Б. Предмет и перспективы психологических исследований нравственности // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Воловикова М. И., отв. ред. М., 2011.
6. Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / М. И. Воловикова, отв. ред. М., 2011.
7. Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108–120.
8. Флоренская Т. А. Социологизация фрейдизма в теориях личности К. Хорни и Г. С. Салливана // Вопросы психологии. 1974. № 3. С. 161–167.
9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
10. Флоренская Т. А. Диалоги о воспитании и здоровье: Духовно-ориентированная психотерапия. М., 2001.
11. Флоренская Т. А. Диалогическое общение как путь самораскрытия сущности человека // Применение концепции С. Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 143–164.
12. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
13. Aronfreed J. The origins of self-criticism // Psychological Review. 1964. Vol. 71. P. 193–218.
14. Bandura A., McDonald F. Infl uence of social reinforcement and the behavior of models in shaping children’s moral judgements // Journal of Abnornal and Social Psychology. 1963. Vol. 67. P. 274–281.
15. Batson C. D., Coke J. S. Empathy: A source of altruistic motivation for helping? // Altruism and helping behavior / J. P. Rushton, R. M. Sorrentino, eds. Hillsdale, NJ, 1981. P. 167–187.
16. Blasi A. Moral Functioning: Moral understanding and personality // Moral development, self and identity / D. Lapsley, D. Narvaez, eds. Mahwah, 2004. P. 335–348.
17. Blasi A. Moral Understanding and the Moral Personality: the Process of Moral Integration // Moral development / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 229–255.
18. Brown M., Tappan M., College C., Gilligan C. Listening to a Diff erent Voices // Moral development: an introduction / W. Kurtines, J. Gewirtz, eds. Boston, 1995. P. 311–336.
19. Eisenberg N. Altruistic emotion, cognition, and behavior. Hillsdale, NJ, 1986.
20. Eisenberg N., Fabes R. Prosocial development // Handbook of child psychology / W. Damon, ed. Vol. 3. N. Y., 1998. P. 701–778.
21. Eisenberg N., Guthrie I. K., Cumberland A., Murphy B. C., Shepard S., Zhou Q., Carlo G. Prosocial development in early adulthood // Journal of personality and social psychology. 2002. Vol. 82. P. 993–1006.
22. Eisenberg N., Spinrad T., Sadovsky A. Empathy-Related Responding in Children // Handbook of moral development / M. Killen, J. Smetana, eds. Mahwah, 2006. P. 517–550.
23. Feshbach N. D. The relationship of child-rearing factors to children’s aggression, empathy, and related positive and negative behaviors // Determinants and origins of aggressive behavior / J. DeWit, W. Hartup, eds. Mouton, 1975. P. 426–436.
24. Gilligan C., Wiggins G. The origins of morality in early childhood relationship // The emergence of morality in young children / J. Kagan, S. Lambs, eds. Chicago, 1990. P. 277–305.
25. Hoff man M. L. Conscience, personality, and socialization technigues // Human Development. 1970. Vol. 13. №. 2. P. 90–126.
26. Hoff man M. L. Developmental synthesis of aff ect and cognition and its implications for altruistic motivation // Developmental Psychology. 1975. Vol. 11(5). P. 607–622.
27. Hoff man M. L. Empathy and moral development: implications for caring and justice. Cambridge, 2000.
28. Maccoby E. E., Jaskin C. H. The psychology of sex diff erences. Stanford, California, 1974.
29. Miller P., Eisenberg N. The relation of empathy to aggression and externalizing/antisocial behavior // Psychological Bulletin. 1988. Vol. 103. P. 324–344.
30. Moral Development and Behavior / T. Lickona, ed. N. Y. , 1976.
31. Moral Development: self and identity / Lapsley D., Narvaez D., eds. Mahwah, N. J., 2004.
32. Morality, Moral Behavior and Moral Development / Kurtines W., Gewirtz J., eds. N. Y., 1984.
33. Mussen P., Eisenberg N. Roots of caring, sharing and helping. San Francisco, 1977.
34. Staub E. Positive social behavior and morality: Socialization and development. N. Y., 1979.

Данные об авторе

Колпакова Марианна Юрьевна