/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :3 (42)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Игнатьева Галина Александровна

Учебное занятие как событие воспитания и развития обучающихся

Игнатьева Г. А. Учебное занятие как событие воспитания и развития обучающихся // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 9-21

DOI: 10.15382/sturIV201642.9-21
Статья посвящена рассмотрению условий и механизмов проектирования учебных занятий в образовательном учреждении, ориентированном на ценности православной культуры. Опираясь на классические подходы духовно ориентированного образования — концепцию целостного знания Я. А. Коменского, принцип «воспитывающего обучения» И. Ф. Гербарта и представление о со-бытийной общности как об особой форме объединения субъектов образовательного процесса, — автор постулирует особый смысл со-бытийности как ценностной основы проектирования учебных занятий. На основе сравнительного анализа урока и учебного занятия выведены особенности учебного занятия как события воспитания и развития обучающихся в условиях реализации стандарта православного компонента общего образования. Рассмотрены доказательства гипотезы проектного эксперимента кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования об учебном занятии как о дидактической форме рождения субъекта учебной деятельности — проектно-деятельностном пространстве со-бытийной встречи ученика и учителя. С трех позиций — выделение события; акцент на событии; отражение событийности коллективной и индивидуальной человеческой жизни — рассмотрены дидактическая структура учебного занятия и критерии его анализа. Представлена логика проектирования учебного занятия: выдвижение гипотезы события; создание рефлексивных ситуаций, в соответствии с которыми обучающиеся самостоятельно должны актуализировать имеющийся способ деятельности; построение версий возможного решения проблемы; выделение нового способа деятельности. Сделан вывод, что ведущим фактором построения инновационного образования на основе реализации стандарта православного компонента общего образования является проектирование учебной деятельности и формирование духовно-нравственной культуры в рамках событийно организованного учебного занятия.
урок, учебное занятие, событие воспитания и развития, событийная общность, учебная деятельность, проектирование и сценирование учебного занятия.
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / В. В. Давыдов, ред. М., 1991.
2. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения / А. М. Кондаков, А. Г. Асмолов, ред. М., 2007.
3. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М. Урок в развивающем обучении: книга для учителя. М., 2010.
4. Игнатьева Г. А. Дидактика развивающего обучения: Монография. Н. Новгород, 2001.
5. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие. М., 2013.
6. Коменский. М., 1996. (Антология гуманной педагогики)
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005.
8. Попов А., Проскуровская И. Понятие образовательной задачи в контексте теории педагогики самоопределения. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/obraz_21veka/1.11_popov_prosk.htm.
9. Разработка нового содержания образования и развития интеллектуальных способностей старших школьников. Формирование научности XXI века в образовании: Пособие для учителя. М., 2001.
10. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии. М., 1995. С. 122–138.
11. Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Утвержден решением Священного Синода Русской Православной Церкви. М., 2010.
12. Тулупова О. В. Проблема соотношения обучения и воспитания в педагогическом на- следии И. Ф. Гербарта // Педагогика. 2003. № 5. С. 73–74.
13. Франк С. Реальность и человек. М., 2007.
14. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться. М.; Рига, 2000.
15. Эльконин Б. Д. Учебная задача: два аспекта в понимании // Первые чтения памяти В. В. Давыдова: Cб. М.; Рига, 1998. С. 130–144.

Игнатьева Галина Александровна

Илакавичус Марина Римантасовна

Онтологические и историко-педагогические основания неформальных образовательных практик

Илакавичус М. Р. Онтологические и историко-педагогические основания неформальных образовательных практик // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 22-30

DOI: 10.15382/sturIV201642.22-30
Новейшая история развитых стран позволяет говорить о неформальном образовании одновременно как о ресурсе социально-экономического и личностного развития. Теоретические исследования позволяют определить сущность истинного образовательного взаимодействия с помощью его атрибута — неформальности. Он онтологически укоренен в особой форме передачи традиции — личной встрече. В ней сохранены параметры построения взаимодействия, влияющие на формирование родового человеческого качества с сохранением специфики определенной культуры. На основании предпринятого онтологического и историко-педагогического анализа феномена образовательного взаимодействия автор предлагает адекватную его природе систему организационнопедагогических условий. К ней относятся реализация свободы выбора сообщества, мастера, места, времени образовательных встреч, меры участия и занимаемой позиции. Автор обосновывает инструментальную ценность понятия «неформальные образовательные практики», переводящего научно-педагогический взгляд на уровень самоорганизующихся несистемных сообществ, в среде которых воспроизводятся все элементы атрибута неформальности. Изучение подобного опыта позволяет обогатить эффективный инструментарий формального образования, существенно продвинуться в решении проблемы поддержания высокой образовательной мотивации.
неформальное образование, неформальные образовательные практики, образовательное взаимодействие, человекосообразные условия образования, личная встреча, традиция.
1. Волков В. В., Хархордин О. В. Теория практик. СПб., 2008.
2. Илакавичус М. Р. Неформальность как атрибут образовательного взаимодействия // Европейский журнал социальных наук. 2015. № 7. С. 235–240.
3. Карпов А. О. Онтологизация, «онтологизация» и образование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 38.
4. Фарби К. Э. О подражании у животных // Вопросы философии. 1974. № 2. С. 104–115.

Илакавичус Марина Римантасовна

Хабибуллина Гульфия Юнысовна

Педагогическая система образования в исламе

Хабибуллина Г. Ю. Педагогическая система образования в исламе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 31-35

DOI: 10.15382/sturIV201642.31-35
Статья посвящена исследованию основных принципов исламской педагогической системы в истории развития исламского образования в России и на современном этапе. Мусульманская модель образования основывалась в первую очередь на Коране и Сунне, а также на научных и теоретических достижениях ранних мусульманских мыслителей. Ученые исходят из целостности человеческой жизни и единства всех ее аспектов: мировоззренческого, поведенческого, этического и т. д. Исламская педагогическая система направлена на практическую реализацию формирования личности, воспитания и образования человека любого возраста. Образование решает задачу перехода от незнания к знанию, формируя определенное мировоззрение и мировосприятие человека, обладающего не только знанием, пониманием мира, но и умением жить в этом мире. Конечная цель образования в исламе заключается в формировании благонравной личности, обладающей адабом. Понятие «адаб» охватывает и духовное, и материальное бытие человека, его социальные отношения. Ученые комментируют это понятие как достойное поведение, формируемое на основе знаний, почерпнутых из источника мудрости (хикмат): сформированность и развитость высоких качеств ограждает человека от ошибок. В этом заключается один из основных принципов исламской педагогической системы.
принципы, знание, разум, добродетель, формирование личности, подготовительное образование, семейное воспитание, образование взрослых, защита, ограждение.
1. Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения. Симферополь, 1881. Цит. по: Гаспринский И. Россия и Восток. Казань, 1993.
2. Сейд Мухаммад Накыб аль-Аттас. Концепция образования в исламе — основы построения философии образования в исламе. М., 2000.
3. Хабибуллина Г. Ю. Потенциал религии в духовно-нравственном воспитании личности. URL: http://islameducation.net.
4. Юсупов М. Х. Галимджан Баруди. Казань, 2003.

Хабибуллина Гульфия Юнысовна

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Кравченко Светлана Михайловна; Болотова Екатерина Александровна

Значение образа святых в формировании духовно-нравственного облика ребенка

Болотова Е. А. Значение образа святых в формировании духовно-нравственного облика ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 36-44

DOI: 10.15382/sturIV201642.36-44
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания ребенка в современном мире. Авторы анализируют влияние феномена дегероизации на формирование духовнонравственного облика ребенка. Современная медиасреда разрушает традиционные духовно-нравственные ценности, вследствие чего происходит вытеснение образа героя как примера для подражания из информационной среды, окружающей ребенка. Замещение подлинно героического псевдогероическим приводит к искажению представлений о нравственном идеале, о сущности человека, а следовательно, к расчеловечиванию. Авторы выявляют проблемные места дошкольного образования в решении данной проблемы и предлагают в качестве ее решения обращение к образам христианской святости. Статья знакомит читателей с конкретным опытом преподавания предмета «Жития святых» для дошкольников в Православном семейном центре «Зерно веры» (г. Краснодар). В статье приводится структура рабочей программы. Делается вывод о незаменимости принципов христианской педагогики в процессе воспитания детей.
духовно-нравственное воспитание, воспитание дошкольников, дошкольное образование, христианская педагогика, христианская антропология, дегероизация, расчеловечивание, христианские ценности, жития святых, нравственное здоровье, духовная личность.
1. Бабенко О. А. Образ героя в литературе. Автореф. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1999. URL: http://www.dissercat.com/content/obraz-geroya-v-kulture.
2. Киприан (Ященко), игумен. Воспитание добродетели. Святоотеческое учение о добродетелях — основа духовно-нравственного становления личности: Лекции и интервью, воспоминания. М., 2014.
3. Кравцова М. Дети и Бог: Мысли о детской вере. М., 2009.
4. Маслов Н. В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. М., 2013. Т. 1.
5. Остапенко А. А., Хагуров Т. А. Человек исчезающий: Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Краснодар, 2012.
6. Склярова Т. В. Возрастные особенности развития детей и восприятия материала духовно-нравственного содержания // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 20–40.
7. Шестун Е., прот. Православная педагогика: Учеб. пособие. М., 2002.

Кравченко Светлана Михайловна


Болотова Екатерина Александровна

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Баранов Алексей Евгеньевич

Стратегические ориентиры профессионального воспитания будущего педагога

Баранов А. Е. Стратегические ориентиры профессионального воспитания будущего педагога // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 45-50

DOI: 10.15382/sturIV201642.45-50
В статье рассматриваются вопросы профессионального воспитания будущего педагога, его сущность и содержание. Показано, что воспитание представляет собой создание условий для формирования субъектной, личностно-профессиональной позиции студента, ценностного отношения к приобретаемой профессии. Отмечено, что становление личностно-профессиональной позиции зависит от личностного потенциала будущего педагога, его готовности к самовоспитанию. Ее становление возможно, если получаемая специальность рассматривается студентом в контексте будущей профессиональной деятельности. Автором статьи предпринята попытка определить стратегические ориентиры профессионального воспитания в современных условиях. Рассмотрены категории «идеал учителя», «репутация педагога», «личностно-профессиональная позиция», место педагогической персоналистики и современных парадигм воспитания в процессе подготовки будущего педагога. Перспективной представляется экстраполяция идей конфессионально-ориентированного образования в пространство профессионального воспитания.
профессиональное воспитание, личностно-профессиональная позиция педагога, стратегические ориентиры, педагогическая персоналистика, идеал учителя, репутация педагога.
1. Баранов А. Е. Репутация педагога как воспитателя в профессиогенезе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5(20). С. 158–163.
2. Баранова Н. А. Личностно-профессиональная позиция будущего специалиста в теории и практике воспитательной деятельности вуза. Тверь, 2010.
3. Лельчицкий И. Д. Эволюция личностно-профессионального идеала учителя в отечественной педагогике первой трети ХХ века: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2004.
4. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 2009.
5. Селиванова Н. Л. Изменяющееся воспитание: возможности и риски // Теория воспитания: контуры будущего. М., 2015. С. 4–14.
6. Склярова Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. М., 2006.

Баранов Алексей Евгеньевич

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Безрогов Виталий Григорьевич

Концепция заботы о себе adversus nationеs: воцерковление Арнобия Афра

Безрогов В. Г. Концепция заботы о себе adversus nationеs: воцерковление Арнобия Афра // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 51-60

DOI: 10.15382/sturIV201642.51-60
Рассмотрены представления христианского апологета III–IV вв. по вопросам заботы человека о самом себе, его антропологического статуса и возможностей собственной личности как самовоспитывающегося субъекта. Показано, как в диалоге христианских и греко-римских концепций воспитания вырабатывается особая педагогическая концепция, помогающая перейти от вторых к первым. В процессе этого перехода возникает идея о невозможности позаботиться о себе без помощи христианского Бога, который помогает тем, кто активно работает над собой. Активность в практиках заботы о себе, несомненно, взята у эллинско-римских языческих теорий заботы о себе и приложена в сочинении рассматриваемого в статье Арнобия к практикам спасения себя с помощью самопреодоления и преображения. Сочинение «Против язычников» выступило важным мостом от практик самосовершенствования, центрирующихся на собственных достижениях и полисных образцах, к практикам, в которых достижения в заботе о себе были уже общими с Иисусом Христом как наставником.
забота о себе, автодидактика, христианская педагогика, Арнобий, апологетика, античная культура, эллинизм, обращение, воспитание.
1. Безрогов В. Г. Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция (в печати).
2. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004.
3. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в.: житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
4. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике. М.; Калуга, 2014.
5. Besley T., Peters M. Subjectivity & Truth. Foucault, Education, and the Culture of Self, New York, 2007.
6. Edwards M. 1999 “The Flowering of Latin Apologetic: Lactantius and Arnobius”, in Edwards M., Goodman M., Price S., Rowland C. (eds.) Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians, Oxford, 1999, pp. 197–222.
8. Nau P.-D. Psychological Maturity and Spiritual Maturity: A Reading of Dorotheus of Gaza, Roma, 2012.
9. Newman R. J. 1989 “Cotidie meditare: Theory and Practice of the meditatio in Imperial Stoicism”, in Haase W. (ed.) Aufstieg und Niedergang der römischen Welt, vol. 2/36/3: Principat: Philosophie, Wissenschaften, Technik: Philosophie (Stoizismus), Berlin; New York, 1989, pp. 1484 ff .
10. Pauli J. Menschen und Menschwerden nach der geistlichen Lehre des Dorotheus von Gaze, St. Ottlien, 1998.
11. Stefaniw B. 2016 “A Disciplined Mind in an Orderly World: Mimesis in Late Antique Ethical Regimes”, in Volp U., Horn F. W., Zimmermann R. (eds.) Metapher — Narratio — Mimesis — Doxologie. Begründungsformen frühchristlicher und antiker Ethik. Kontexte und Normen neutestamentlicher Ethik, Tübingen, 2016, p. 235.
12. Stroumsa G. The End of Sacrifice. Religious Transformation in Late Antiquity, Chicago, 2009.

Безрогов Виталий Григорьевич

Беленчук Лариса Николаевна

Педагогические идеи Московского государства XVI в.

Беленчук Л. Н. Педагогические идеи Московского государства XVI в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 61-73

DOI: 10.15382/sturIV201642.61-73
Статья посвящена идеям образования в Московском государстве XVI в. и их месту в общеевропейском становлении Нового просвещения. XVI в. в России — время наивысшего развития самобытной русской средневековой цивилизации, а значит, и просвещения, и литературы, и педагогики. В указанное время русское общество жило несколькими выдающимися идеями — объединением русских земель в единое государство, исследованием духовного мира Византии, миссией русского народа среди других европейских народов. Эти идеи формировали представления о том, каким же должен быть человек, чтобы соответствовать таким задачам. Особое внимание уделяется древнерусской книжности и сводам времен Ивана Грозного. Показаны общие и различные черты в развитии отечественного и западноевропейского образования на исходе Средних веков. Проведено сравнение двух характерных образцов отечественной и западноевропейской литературы данного периода, описывающих семейные отношения, — Сказания о Петре и Февронии и средневековой Троянской истории. Показано взаимовлияние и взаимная противоречивость двух европейских типов просвещения.
история педагогики, образование, русская педагогика, русская школа, нравственность и наука, христианская антропология, средние века.
1. Беленчук Л. Н., Янушкявичене О. Л. История зарубежной и русской педагогики. М., 2011.
2. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983. URL: http://predanie.ru/lib/book/88678/#toc23.
3. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
4. Зеньковский В. В. Педагогика. Клин, 2004.
5. Из «Троянской истории». URL: http://lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5128.
6. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. М., 1908.
7. Кожинов В. В. История Руси и русского Слова: Современный взгляд. М., 1997.
8. Перевезенцев С. В. Тайны русской веры: От язычества к империи. М., 2001.
9. Поучение Даниила, митрополита всея Руси. URL: http://lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5111.
10. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1980.
11. Скрынников Р. Г. Русская история IX–XVII веков. СПб., 2006.
12. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990.
13. Сочинения Ермалая-Еразма. URL: http://lib.pushkinskij dom.ru/Default.aspx?tabid=5116.
14. Ужанков А. Н. Историческая поэтика древнерусской словесности: Генезис литературных формаций. М., 2011.

Беленчук Лариса Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Меньшиков Владимир Михайлович; Гатилова Наталья Николаевна

О научном и теологическом понимании человека

Гатилова Н. Н. О научном и теологическом понимании человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 77-96

DOI: 10.15382/sturIV201642.77-96
В поисках ответа на вопрос: «что есть человек?» авторы обращаются к рассмотрению двух противоположных подходов к его пониманию — материалистического и религиозного. В статье в рамках доброжелательного диалога с представителями материалистического направления понимания человека на основе анализа текстов выдающихся советских мыслителей А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова осуществлен анализ их интерпретаций человека. В статье показывается, что в рамках материалистического подхода хотя и открываются важные характеристики человека, его развития, прежде всего механизмы его формирования, но они не дают возможности понять сущность человека. Поэтому мыслители, работающие в рамках первого подхода, сталкиваются с проблемой принципиальной невозможности понимания сущности человека, потому что они исключили фундаментальную характеристику человека — духовность. Духовность — это онтологическая, объективная характеристика человека, отличающая его от любого другого живого существа, которая и дает возможность существования человека. Признание и понимание этой характеристики человека возможно только в рамках теологического подхода. Поэтому теологический подход, доказывающий объективное существование духовности человека, дает большую возможность приблизиться к пониманию сущности человека.
человек, материалистический подход к пониманию человека, духовный подход к пониманию человека, личность, духовность, душа, дух, духовное начало, мышление, труд, социум, духовно-нравственное совершенствование.
1. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128–140.
2. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М., 1984.
3. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972. С. 401–426.
4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253–410.

Меньшиков Владимир Михайлович


Гатилова Наталья Николаевна

Мазилов Владимир Александрович; Костригин Артем Андреевич

Психология в системе философского знания XIX в.: богословская традиция

Костригин А. А. Психология в системе философского знания XIX в.: богословская традиция // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 97-111

DOI: 10.15382/sturIV201642.97-111
В XIX в. психология становится независимой наукой. Перед этим периодом психология была частью богословия и философии. Несмотря на то что психология была элементом философии, ее роль не всегда была четко определена в рамках философской науки. Большой интерес представляет изучение тех отношений, которые существовали между русской богословской традицией в философии и психологией в XIX в. В статье авторы анализируют философские концепции богословов XIX в., определяют место психологии в системе философии. Исследование состоит из теоретического и концептуального анализа философских работ русских богословов XIX в. и построения модели динамики изменения роли психологии в решении философских проблем. Авторы анализируют взгляды богословов, касающиеся объекта, метода, проблем и содержания философии. Рассмотрение взглядов богословов на эту проблему вносит значительный вклад в анализ истории психологии, философии и богословия.
психология, философия, богословие, духовные академии, XIX век, метафизика, теория познания, душа, религиозная философия, история философии, история психологии.
1. Абрамов А. И. Юркевич Памфил Данилович // Русская философия: Энциклопедия / М. А. Маслин, общ. ред., П. П. Апрышко, А. П. Поляков, сост. М., 2014. С. 810–811.
2. Задорожнюк И. Е. Сидонский Федор Федорович // Русская философия: Энциклопедия. С. 561.
3. Стоюхина Н. Ю., Костригин А. А. Методологические аспекты психологии в работах В. А. Снегирева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 11.
4. Стоюхина Н. Ю., Мазилов В. А., Костригин А. А. Вениамин Алексеевич Снегирев: богослов и психолог // Ярославский педагогический вестник. 2015. Т. 2. № 3. С. 138–149.
5. Цвык И. В. Духовно-академическая философия в России XIX в.: Дис. ... канд. филос. наук. М., 2002.

Мазилов Владимир Александрович


Костригин Артем Андреевич

Терещенко Владимир Валерьевич

Психологическое исследование специфики понимания взросления городскими и сельскими школьниками

Терещенко В. В. Психологическое исследование специфики понимания взросления городскими и сельскими школьниками // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 112-122

DOI: 10.15382/sturIV201642.112-122
Статья посвящена актуальной психолого-педагогической проблеме — изучению специфики понимания взросления обучающимися города и села. Автором представлен междисциплинарный анализ современных работ по проблеме взросления. Взросление рассматривается не только как самостоятельный динамический процесс при изучении особенностей онтогенеза личности, но и как синоним зрелости, используемый для определения нормы развития субъекта. Определены базовые характеристики взросления: формирование смысложизненных позиций, развитие определенного уровня самопонимания, установление новых межпоколенческих отношений и отношений со сверстниками, а также принятие ответственности.
взросление, зрелость, подросток, понимание, смысложизненная позиция, индивидуально-типологические особенности, самоотношение, межпоколенческие отношения.
1. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М., 2005.
2. Кайгородов Б. В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. № 2 (30). М.; Воронеж, 2002. С. 117–126.
3. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2012.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
5. Терещенко В. В. Теоретико-методологические основы личностного развития и взросления современного подростка // Психология обучения. 2013. № 11. С. 55–63.
6. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: Cтруктурно-содержательные процессы развития личности. М., 1999.
7. Фиофанова О. А. Педагогическое проектирование модальностей взросления в воспитательном пространстве // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. СПб., 2007. № 9. С. 236–242.

Терещенко Владимир Валерьевич

ХРОНИКА

Егоров Илья Владимирович

Светлой памяти Льва Борисовича Филонова

Егоров И. В. Светлой памяти Льва Борисовича Филонова // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 125-129
PDF

Егоров Илья Владимирович