Рассмотрены представления христианского апологета III–IV вв. по вопросам заботы человека о самом себе, его антропологического статуса и возможностей собственной личности как самовоспитывающегося субъекта. Показано, как в диалоге христианских и греко-римских концепций воспитания вырабатывается особая педагогическая концепция, помогающая перейти от вторых к первым. В процессе этого перехода возникает идея о невозможности позаботиться о себе без помощи христианского Бога, который помогает тем, кто активно работает над собой. Активность в практиках заботы о себе, несомненно, взята у эллинско-римских языческих теорий заботы о себе и приложена в сочинении рассматриваемого в статье Арнобия к практикам спасения себя с помощью самопреодоления и преображения. Сочинение «Против язычников» выступило важным мостом от практик самосовершенствования, центрирующихся на собственных достижениях и полисных образцах, к практикам, в которых достижения в заботе о себе были уже общими с Иисусом Христом как наставником.
забота о себе, автодидактика, христианская педагогика, Арнобий, апологетика, античная культура, эллинизм, обращение, воспитание.
1. Безрогов В. Г. Борьба за или против самого себя? Самовоспитание глазами Лактанция (в печати).
2. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. М., 2004.
3. Войтенко А. А. Египетское монашество в IV в.: житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. М., 2012.
4. Пичугина В. К. Антропологический дискурс «заботы о себе» в античной педагогике. М.; Калуга, 2014.
5. Besley T., Peters M. Subjectivity & Truth. Foucault, Education, and the Culture of Self, New York, 2007.
6.
Edwards M. 1999 “The Flowering of Latin Apologetic: Lactantius and
Arnobius”, in Edwards M., Goodman M., Price S., Rowland C. (eds.) Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews, and Christians, Oxford, 1999, pp. 197–222.
8. Nau P.-D. Psychological Maturity and Spiritual Maturity: A Reading of Dorotheus of Gaza, Roma, 2012.
9. Newman R. J. 1989 “Cotidie meditare: Theory and Practice of the meditatio in Imperial Stoicism”, in Haase W. (ed.) Aufstieg
und Niedergang der römischen Welt, vol. 2/36/3: Principat: Philosophie,
Wissenschaften, Technik: Philosophie (Stoizismus), Berlin; New York, 1989, pp. 1484 ff .
10. Pauli J. Menschen und Menschwerden nach der geistlichen Lehre des Dorotheus von Gaze, St. Ottlien, 1998.
11.
Stefaniw B. 2016 “A Disciplined Mind in an Orderly World: Mimesis in
Late Antique Ethical Regimes”, in Volp U., Horn F. W., Zimmermann R.
(eds.) Metapher — Narratio — Mimesis — Doxologie. Begründungsformen
frühchristlicher und antiker Ethik. Kontexte und Normen
neutestamentlicher Ethik, Tübingen, 2016, p. 235.
12. Stroumsa G. The End of Sacrifice. Religious Transformation in Late Antiquity, Chicago, 2009.
Безрогов Виталий Григорьевич