В статье рассматривается феномен образовательного пространства семьи на примере воспитания и обучения детей в доме профессора, священника И. А. Артоболевского. Исследование построено на изучении проповедей на педагогическую тему отца этого семейства и автобиографии одного из сыновей — выдающегося ученого, академика, лауреата Золотой медали Дж. Уатта И. И. Артоболевского. В работе изучается «образовательное пространство» семьи, в котором задействована полнота духовных, интеллектуальных и культурных возможностей родителей. Рассмотрены отношения между всеми членами семьи и их влияние на образовательный потенциал дома. Показана роль круга общения родителей и домашней библиотеки в деле формирования образовательных потребностей ребенка. Родители Артоболевские были и воспитателями, и первыми учителями своих детей. В статье рассмотрены формы участия отца семейства в обучении сына-гимназиста. Основной ролью отца в этой семье оказывается роль руководителя и организатора единого, целостного образовательного процесса, выстраивание своего дома как образовательного пространства. В таком «пространстве» система ценностей, культура и образование передаются от старшего поколения младшему с помощью организации жизни семьи.
образовательное пространство, интеллектуальная среда, воспитание, образование, обучение, родители, семья, дом, межличностные отношения, круг общения, руководство педагогическим процессом, становление ученого.
1. Андреев А. Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник РАН. 2015. Т. 85. № 4. С. 24.
2. Артоболевский И. А., прот. Воспитание как подвиг. М., 1910 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
3. Артоболевский И. А., прот. Школа, семья и общество. М., 1909 // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
4. Артоболевский И. А., прот. Печаль школы. Слово, сказанное... 21 августа 1907 г. Б.м, б.г. // Архив музея при храме святителя Митрофана Воронежского в Москве.
5. Артоболевский И. И. Жизнь и наука: воспоминания. М., 2005.
6. Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (16). С. 132.
7. Боголюбов А. Н. Н. Н. Боголюбов. Жизнь. Творчество. Дубна, 1996.
8. Боголюбов А. Н. Иван Иванович Артоболевский. М., 1982.
9. Голубцов С. Профессора МДА в сетях ЧК и ГУЛАГа. М., 1999.
10. Каптеров П. Ф. История русской педагогики. СПб., 2004.
11. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29–31.
12. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской Империи. М., 2009.
13. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112.
14. Сапрыкина А. А. Понятие «дома» в контексте образования детей по учению святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 3 (34). С. 48–55.
15. Newman J .H. The Idea of a University, New Haven & London, 1996.