/

Левинсон Кирилл Алексеевич

Кому предназначались ранние немецкие пособия для обучения чтению


Левинсон К. А. Кому предназначались ранние немецкие пособия для обучения чтению // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 27-41.

DOI: 10.15382/sturIV201641.27-41

Аннотация

В статье рассматриваются ранние (XVI–XVII вв.) печатные немецкие буквари и пособия для обучения чтению. Цель исследования — выяснить, для кого они предназначались. Авторы этих учебных пособий — в большинстве своем протестантские учителя, как школьные, так и частные, — в заглавиях, предисловиях и основном тексте оставили эксплицитные и имплицитные указания на то, кого они представляли себе в качестве пользователей учебника. В этот круг могли включаться их коллеги — школьные и домашние учителя, их ученики (причем в раннее Новое время обучались грамоте как дети, так зачастую и взрослые), а также люди, желавшие самостоятельно научиться читать. Зная биографии некоторых авторов и отношение Мартина Лютера и других реформаторов Церкви к делу обучения грамоте, мы можем заключить, что наиболее вероятными пользователями букварей были именно лютеране. На основании языковых признаков можно предположить, что целевую аудиторию составляли те, кто владел верхненемецкими диалектами.

Ключевые слова

история Германии, буквари, учебники, Реформация, чтение, протестантская педагогика, школа, образование.

Список литературы

1. Левинсон К. Образы мира и системы ценностей в постреформационных немецких букварях // Проблемы современного образования. 2014. № 4. С. 33–40.
2. Böhme A. 1871 “Beiträge zur Entwickelung der Methode des Leseunterrichts”, in Preußisches Schulblatt, Berlin, 1871, vol. 2, pp. 133–135, 136–139.
3. Grömminger A. Der Bildungsinhalt der deutschen Fibeln der Gegenwart aufgezeigt an der Darstellung des kindlichen Lebensraumes, Heidelberg, 1968.
4. Kehr K. Geschichte der Methodik des deutschen Volksschulunterrichts, Gotha, 1882.
5. Kehrein J. Überblick der Geschichte der Erziehung und des Unterrichts, insbesondere auch der wichtigsten Lesemethoden, Paderborn, 1873.
6. Kellner L. Skizzen und Bilder aus der Erziehungsgeschichte, Essen, 1862, vol. 2.
7. Schäfer R. 1968 “Die gesellschaftliche Bedingtheit des Fibelinhalts. Ein Beitrag zur Geschichte des Erstlesebuches. Teil 1–5”, in Jahrbuch für Erziehungs- und Schulgeschichte, 1968, vol. 8, pp. 5–71.
8. Schmack E. Der Gestaltwandel der Fibel in vier Jahrhunderten, Ratingen, 1960.
9. Schulz O. 1848 “Valentin Ickelsamer, der Erfinder der rechten Lesemethode”, in Schulblatt für die Provinz Brandenburg, 1848, vol. 13.
10. Seelmann W. “Niederdeutsche Fibeln des 17. und 16. Jahrhunderts”, in Niederdeutsches Jahrbuch, vol. 18, pp. 124–129.

Данные об авторе

Левинсон Кирилл Алексеевич