/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :1 (40)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Склярова Татьяна Владимировна

Православное образование в современной России: структура и содержание

Склярова Т. В. Православное образование в современной России: структура и содержание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 9-16

DOI: 10.15382/sturIV201640.9-16
В статье охарактеризовано православное образование как тип религиозного образования. Сформулировано определение православного образования и охарактеризована его структура в современной России. Предложена модель системы православного образования, включающая начальную, основную, профессиональную ступени и ступень научной подготовки, приведена общая характеристика этих ступеней. Сформулированы проблемы выявления содержания православного образования.
содержание образования, православное образование, ступени и уровни образования, стандартизация православного образования.
1. Брунер Дж. Процесс обучения / А. Р. Лурия, ред. М., 1962.
2. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин, ред. М., 1982.
3. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012.
4. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.
5. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1989.
6. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
7. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
8. Реестр православных образовательных организаций (URL: https://pravobraz.ru/reestrpravoslavnyx-obrazovatelnyx-organizacij ).
9. Склярова Т. В., Метлик И. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4. С. 7–24.
10. Сорокин Н. А. Содержание образования // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, ред. М., 1988.
11. Усатов А., свящ. Оглашение на современном этапе (URL: http://azbyka.ru/katehizacij a/oglashenie-na-sovremennon-etape.shtml).

Склярова Татьяна Владимировна

Урбанович Любовь Николаевна

К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ

Урбанович Л. Н. К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 17-26

DOI: 10.15382/sturIV201640.17-26
В статье поднимается проблема педагогической подготовки студентов духовных школ — семинарий. Автор акцентирует внимание на важности для будущих священнослужителей получения начального педагогического образования, обращается к историческому опыту и анализирует современную ситуацию, требующую участия Церкви в образовательном пространстве. Предложенная статья знакомит с моделью педагогической подготовки, которая сложилась в Смоленской православной духовной семинарии, раскрывает цели и задачи, содержание и особенности преподавания педагогических дисциплин.
педагогическая подготовка студентов семинарии, религиозное образование, православно ориентированные дисциплины, профессиональные компетенции, стандарт «Теология», духовная школа
1. Дивногорцева С. Ю. К вопросу о формировании педагогической компетентности учащихся духовных школ Русской Православной Церкви // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы научно-практической конференции (15–16 мая 2014 г.) / Л. Н. Урбанович, общ. ред. Смоленск, 2014. С. 40–48.
2. Плеханов Е. А. Педагогика в духовных академиях России (URL: http://library.by/portalus/modules/shkola/readme.php?subaction=showfull&id=1193139420&archive=1195596785&start_from=&ucat=&).
3. Розина О. В. Православная культура в школе: формирование и развитие профессиональных компетенций педагога. М., 2015.
4. Синельников С. П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Ч. 1 (URL: http://www.orthedu.ru/news/3208-zakonouchiteldorevolyucionnoj-shkoly-lichnost-i-ispolnenie-obyazannostej.html).
5. Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 2 (37). С. 106–116.

Урбанович Любовь Николаевна

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Трунина Ольга Константиновна

Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников

Трунина О. К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании младших школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 27-37

DOI: 10.15382/sturIV201640.27-37
В статье определяются и характеризуются традиционные семейные ценности, наиболее значимые для формирования нравственной культуры и поведения учащихся при изучении ими основ православной культуры по выбору в начальной школе. В процессе исследования семейных ценностей в православной христианской культуре выделены два основных сущностных начала, на которых строится система ценностей, — любовь и иерархия. Любовь является мотивом жертвенного служения, а иерархия основанием устойчивости ценностных отношений. Показано, что ни одна из христианских семейных ценностей не противоречит и нерелигиозному представлению о семейных ценностях в общероссийской культурной традиции, в системе российской светской (гражданской) этики, фиксированной основными положениями и нормами о семье в Конституции России, российском законодательстве. На этом основании система традиционных семейных ценностей может входить в ценностные основания воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
воспитание, традиционные семейные ценности, младшие школьники, изучение основ православной культуры.
1. Акутина С. П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы: дис. … д-ра пед. наук. Нижний Новго- род, 2010.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 221.
3. Федулова А. Б. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ: дис. … канд. философ. наук. Архангельск, 2003.
4. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. М., 1999. С. 56.

Трунина Ольга Константиновна

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Мудрик Анатолий Викторович; Петрина Мария Григорьевна

Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания

Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 38-45

DOI: 10.15382/sturIV201640.38-45
Дается характеристика социально-педагогической виктимологии как отрасли знания, входящей в раздел социальной педагогики; показано распространение этой новой отрасли знания в социально-педагогических работах; даются определения социальнопедагогической виктимологии, ее объекта и предмета, основных понятий (виктимность, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации и др.); раскрываются ее теоретико-познавательная, прикладная и гуманистическая функции; предлагается трактовка возможностей применения принципа дополнительности в социально-педагогической виктимологии. Материал будет полезен специалистам социальной сферы, в том числе педагогам и сферы образования.
социализация, виктимизация, виктимность, виктимогенность, виктимайзер, жертва неблагоприятных условий социализации
1. Загвязинский В. И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А., Строков Ю. П., Пидкасистый П. И. Основы социальной педагогики: Учебное пособие. М., 2002.
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. М., 2011.
3. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. Ч. 1. Пенза, 1994.
4. Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
5. Мудрик А. В., Петрина М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 5. С. 119–126.
6. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. М., 2001.
7. Серых А. Б. Формирование готовности педагога к работе с виктимными детьми. Калининград, 2000.

Мудрик Анатолий Викторович


Петрина Мария Григорьевна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Баранникова Наталья Борисовна; Безрогов Виталий Григорьевич

В позднеантичной школе: греко-латинский разговорник как учебное пособие

Безрогов В. Г. В позднеантичной школе: греко-латинский разговорник как учебное пособие // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 46-61

DOI: 10.15382/sturIV201640.46-61
На примере учебных пособий поздней античности, составивших основу для раннесредневековых учебников латыни и греческого, представлен жанр раннего школьного диалога. Общий очерк и анализ сопровождаются переводом одной из версий наиболее распространенного в III–X вв. пособия. Данные пособия складываются в условиях двуязычия поздней Римской империи, а затем продолжают использоваться на латинском Западе в качестве пособий по обучению греческому языку. В состав сложного комплекса учебных материалов входили словарь (глоссарий), грамматика, сборники диалогов, изречений, басен, фрагменты руководств для обучения праву и аналогичных руководств по рассмотрению истории.
учебник, поздняя Античность, раннее Средневековье, школа, ученичество
1. Агапов Ю. В. Сократическая беседа как феномен культурного наследия и современного образования // Психолого-педагогический поиск. 2013. № 2 (26). С. 83–90.
2. Воеводский Л. Ф. Мимиямбы Герода и реализм в греческой литературе. Одесса, 1894.
3. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1995.
4. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.
5. Matulis T. N. (ed.) Istorija obrazovanija i pedagogicheskoj mysli v jepohu Drevnosti, Srednevekov'ja i Vozrozhdenija (History of Education and Pedagogical Thought in Epoch of Antiquity, Middle Ages and Renaissance), Moscow, 2004.
6. Kornetov G. B. 2013 “Istorija pedagogiki segodnja” (History of Pedagogic Today), in Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2013, vol. 3/27, p. 144.
7. Kramer S. N. Istorija nachinaetsja v Shumere (History Begins in Sumer), Moscow, 1991.
8. Romanov A. A. 2013 “Fenomen VNIK «Shkola»: posleslovie spustja chetvert' veka” Phenomenon of VNIK “School”: Afterword in an Age Quarter), in Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2013, vol. 2/26, p. 153.
9. Tomashevich O. V. 2014 “Uchebnik: pervye opyty (na drevneegipetskom materiale)” (Textbook: First Experiences (on Ancient Egyptian Material)), in Bezrogov V. G., Markarova T. S. (eds.) «Nachalo uchenija detjam»: rol' knigi dlja nachal'nogo obuchenija v istorii obrazovanija i kul'tury, Moscow, 2014, pp. 11–27.
10. Chudesa i orakuly v jepohu drevnosti i srednevekov'ja (Miracles and Oracles in Epoch of Antiquity and Middle Ages), Moscow, 2007.
11. Adams J. N., Janse M., Swain S. (eds.) Bilingualism in Ancient Society: Language Contact and the Written Text, Oxford, 2002.
12. Ciccoletta F. Donati Graeci: Learning Greek in the Renaissance, Leiden, 2008.
13. Cribiore R. Gymnastics of the Mind. Greek education in Hellenistic and Roman Egypt, Princeton, Oxford, 2001.
14. Dionisotti A. C. 1984–1985 “From Stephanus to Du Cange: Glossary Stories”, in Revue d'histoire des textes, 1984–1985, vol. 14–15, pp. 308–310.
15. Ferri R. 2011 “Hermeneumata Celtis. The Making of a Late-Antique Bilingual Glossary”, in Ferri R. (ed.) The Latin of Roman Lexicography, Pisa, Rome, 2011, p. 144.
16. Ferri R. 2008 “Il latino dei Colloquia scholica”, in Bellandi F., Ferri R. (eds.) Aspetti della scuola nel mondo romano. Atti del Convegno (Pisa, 5–6 dicembre 2006), Amsterdam, 2008, pp. 112–114.
17. Cribiore R. “[Rev.:] Johannes Kramer, Glossaria bilinguia altera (C. Gloss. Biling. II). Archiv für Papyrusforschung und verwandte Gebiete, Beiheft 8. München; Leipzig, 2001. Pp. ix + 128”, in Bryn Mawr Classical Review 2002.05.08, in http://bmcr.brynmawr.edu/2002/2002-05-08.html.
18. Rochette B. Le latin dans le monde grec: Recherches sur la diff usion de la langue et des lettres latines dans les provinces hellénophones de l'Empire romain, Brussels, 1997.

Баранникова Наталья Борисовна


Безрогов Виталий Григорьевич

Сапрыкина Анна Алексеевна

Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста

Сапрыкина А. А. Ответственность родителей за воспитание детей как принцип педагогического учения святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 62-74

DOI: 10.15382/sturIV201640.62-74
В статье рассматривается один из принципов учения святителя Иоанна Златоуста о воспитании детей — принцип ответственности родителей. Этот принцип чётко прослеживается уже в основных христианских текстах первых веков н. э. По учению Златоуста, ребенок принадлежит Богу, и Бог поручает именно отцу и матери воспитывать и учить для Него рождённых ими детей. Родители, недостаточно «промышляющие» о своих детях, не упорядочивающие и не образовывающие их души, дадут ответ Богу.
Иоанн Златоуст, родители, семья, воспитание, образование, промышление, рождение, дети, ответственность, Церковь, Царство.
1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997.
2. Максутов И. Х. Arche как антропологический принцип в богословии и философии святителя Иоанна Златоуста // Альфа и Омега. 2008. № 1 (51) (URL: http://aliom.orthodoxy.ru/arch/051/frame.htm).
3. Павлов А. А. Римская античная familia в свете ‘новой социальной истории’: новые подходы современной западной историографии (обзор). Сыктывкар, 2004.
4. Покровский И. А. История Римского права. СПб., 1998.
5. Сапрыкина А. А. Ключевые педагогические понятия в наследии святителя Иоанна Златоуста // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4 (27). С. 94–112
6. Сапрыкина А. А. Семейное воспитание в педагогическом учении Иоанна Златоуста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2012.
7. Gärtner M. Die Familienerziehung in der Alten Kirche, Köln, 1985.

Сапрыкина Анна Алексеевна

Симора Виталий Анатольевич, священник

Нравственное состояние и проблемы воспитания учащихся духовных семинарий на рубеже XIX — начала XX вв. (на примере Тверской духовной семинарии)

Симора В. А. Нравственное состояние и проблемы воспитания учащихся духовных семинарий на рубеже XIX — начала XX вв. (на примере Тверской духовной семинарии) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 75-86

DOI: 10.15382/sturIV201640.75-86
В статье рассматриваются проблемы, связанные с духовно-нравственным становлением воспитанников дореволюционных семинарий, и принимаемые в связи с этими проблемами воспитательные действия руководства. В качестве примера приведены сведения из учебно-воспитательного процесса центральной семинарии Российской империи —Тверской духовной семинарии — в период действия Устава духовных семинарий 1884 г. Актуальность статьи заключается в оценке прошлого, соотнесении его уроков с настоящим и на основе этого прогнозировании построения эффективного педагогического процесса. Автор отмечает, что для постоянного пастырско-отеческого наблюдения за развитием внутренней жизни воспитанников во всех духовных семинариях была учреждена должность духовника, но несмотря на это духовная школа не проявила достаточной стойкости в борьбе с мятежным духом отрицания. В общественной и церковной среде на рубеже XIX–XX вв. многократно поднимались вопросы преобразования среднего духовного образования, даже был разработан новый Устав духовных семинарий, однако в связи с известными историческими событиями 1918 г. он не был принят.
Тверская духовная семинария, Устав православных духовных семинарий (1884 г.), религиозность, духовность, воспитание, инспекция, семинаристы, пастырство
1. Белявский Ф. О реформе духовной школы. Краткий очерк прошлого средней школы. СПб., 1907.
2. Глубоковский Н. О реформе Духовной школы. СПб., 1908.
3. Духовная и церковная школа // Церковный Вестник. 1915. № 16. С. 478.
4. Духовная школа и ее будущее // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1905. № 9. С. 157–158.
5. Духовное образование в преддверии церковного собора // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1907. № 7. С. 129.
6. Зырянов П. Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., 1984.
7. К вопросу о постановке дела воспитания в семинариях // Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1905. № 4. С. 775–789.
8. Колыванов Г. Духовные семинарии в России в 1880–1920 гг.: дис. ... канд. богословия. Троице-Сергиева Лавра, 1999.
9. Малиновский И. Семинаристы в университете // Вестник воспитания: Научно-популярный журнал для родителей и воспитателей / Изд. наследниками Е. А. Покровского под ред. д-ра Н. Ф. Михайлова. 1905. № 6. С. 130.
10. Титлинов Б. В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения среди учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений: 1860–1905 гг. / Э. Э. Эссена, ред. и предисл. Л., 1925.
11. Ушаков А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России: 1895–1904. М., 1976.

Симора Виталий Анатольевич, священник

Налётова Наталья Юрьевна

Моделирование процессов развития отечественного образования на примере православного образования в России (X – начало ХХI в.)

Налётова Н. Ю. Моделирование процессов развития отечественного образования на примере православного образования в России (X – начало ХХI в.) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 87-95

DOI: 10.15382/sturIV201640.87-95
В статье представлен опыт моделирования процессов развития отечественного образования. Православное образование рассмотрено как внутренне самодостаточный, опирающийся на константные (иррационально-рациональные) характеристики процесс; как инициативная система, развивающаяся в контексте российской истории. В научный оборот введены новые педагогические реалии (формы и этапы развития православного образования). Положения и теоретические выводы, представленные в статье, могут быть использованы в преподавании курсов «Философия образования», «Методология научного исследования», «Культурно-религиозное наследие России», а также в учебно-воспитательном процессе российских духовных и светских образовательных учреждений.
история образования, моделирование, Православие, православное образование, Россия
1. Белозерцев Е. П. Образование: историко-культурный феномен: Курс лекций. СПб., 2004.
2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М., 2012.
3. Богуславский М. В. Моделирование процесса развития отечественной педагогики ХХ века // Історико–педагогічний альманах (збірка наукових праць): Збірник праць. Умань, 2008. С. 74–81.
4. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Г. Б. Корнетов, В. Г. Безрогов, ред. М., 1996.
5. Гагаев А. А. Русские философско-педагогические учения XVIII–XX вв.: культурно-исторический аспект. Пенза, 2008.
6. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России. М., 2010.
7. Метлик И. В., Склярова Т. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4 (23). С. 7–24.
8. Налётова Н. Ю. Генезис православного образования в контексте культурно-исторического развития России: дис. ... д-ра пед. наук. Смоленск, 2014.
9. Налётова Н. Ю. Педагогический феномен русского старчества // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 1 (24). С. 53–57.
10. Янушкявичене О. Л. Историко-теоретический анализ становления и развития теории духовного воспитания подрастающих поколений: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

Налётова Наталья Юрьевна

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Никулина Елена Николаевна

Понятие «страсть» в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника и К. Д. Ушинского

Никулина Е. Н. Понятие «страсть» в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника и К. Д. Ушинского // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 96-102

DOI: 10.15382/sturIV201640.96-102
Статья посвящена одному из главных аспектов научной реконструкции педагогических воззрений персоналия — изучению его терминологического словаря. На примере свт. Феофана Затворника и К. Д. Ушинского показано, что корректное сопоставление педагогических воззрений авторов, живших в одно время и употреблявших одинаковые термины, возможно только при тщательном анализе их понятийной базы. В статье раскрывается содержание одного из центральных понятий педагогической концепции свт. Феофана Затворника — понятия «страсть», в сопоставлении с трактовкой его К. Д. Ушинским. Показано, что различия в смысловом наполнении термина, связанные с его церковным и светским словоупотреблением, приводят авторов к противоположным, на первый взгляд, педагогическим выводам: Константин Ушинский в некоторых своих произведениях предлагает воспитывать страсти, а свт. Феофан весь комплекс мер педагогического воздействия подчиняет задаче противодействия зарождающимся в ребенке страстям. Однако анализ спектра смыслов, вкладываемых данными авторами в термин «страсть», свидетельствует, что они были не антагонистами, хотя говорили фактически на разных языках и мыслили в разных системах понятий.
терминологический словарь, антропология и педагогика святителя Феофана Затворника, К. Д. Ушинский, страсть, аффект, антропологическая модель, воспитание страстей, борьба со страстями.
1. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. М., 1996.
2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907.
3. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М., 2013.

Никулина Елена Николаевна

ПСИХОЛОГИЯ

Аншакова Валентина Васильевна

Православная мысль о личности и нравственном совершенствовании

Аншакова В. В. Православная мысль о личности и нравственном совершенствовании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 105-120

DOI: 10.15382/sturIV201640.105-120
Автор статьи обращается к святоотеческой литературе и репрезентирует святоотеческий опыт в области воспитания, развития личности и нравственного совершенствования человека. Анализ текстов духовной литературы (свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Феодор (Поздеевский), еп. Антоний (Храповицкий), еп. Варнава (Беляев), Несмелов В. И., Зеньковский В. В. и др.) позволил раскрыть понятия духовной жизни, нравственности, совести, духовности, подчеркнуть наличие собственного «поля духовности» личности, от которого зависит индивидуальный внутренний мир человека. Цель и смысл человеческого существования, нравственные добродетели, их развитие в семье, в процессе самовоспитания, пути борьбы с пороками и страстями, призыв к «плачу ума», воспитание добрых навыков, твердой воли, духовной бодрости, «понуждение себя к добру», нравственное сознание раскрываются в святоотеческом наследии конца XIX — начала XX столетий. Глубоко символичен оптимистический взгляд на человека как на субъект «строительства собственной жизни», представляющий собой постепенное развитие и совершенствование. Представленные в работе наставления и идеи святоотеческих мыслителей звучат вполне современно и своевременно в связи с задачами нравственного совершенствования личности.
духовно-нравственное направление, духовность, нравственное воспитание, духовная личность, нравственность, совесть, страсти, пороки, добродетели.
1. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Феномен человека: Антология. М., 1993. С. 30.
2. Вернадский В. И. Очерки по истории современного научного мировоззрения. Лекции 1–3. О научном мировоззрении // Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 48.
3. Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на закрытии V Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры 18 апреля 2013 г. в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве (URL: http://oldsite.radonezh.ru/news/18058.html).
4. Доклад Святейшего патриарха Кирилла на открытии XXIII Международных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» 21 января 2015 г. (URL: patriarchia.ru/db/text/3957820.htm1/).
5. Антоний (Храповицкий), еп. Возможна ли нравственная жизнь без христианской религии // Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. III. Ч. I: Статьи философские и критические. Казань, 1900. С. 286.
6. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики: В 4 т. Н. Новгород, 1997. Т. 2. С. 126.
7. Феодор (Поздеевский), еп. К вопросу о нравственном. Харьков, 1911.
8. Несмелов В. И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1906.
9. Психология: Словарь. М., 1990. С. 112.
10. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь и письма к мирянам // Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова): В 7 т. М., 1993. Т. 4.
11. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты // Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова): В 7 т. М., 1993. Т. 1.
12. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма епископа Феофана Затворника. М., 1914.
13. Христианское воспитание детей. М., 1905.

Аншакова Валентина Васильевна

Коган Ирина Михайловна

Слово

Коган И. М. Слово // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 121-128

DOI: 10.15382/sturIV201640.121-128
В статье описано влияние различных слов на человека. На примере литературных образов произведений Ф. М. Достоевского «Бесы» и «Братья Карамазовы» показано целительное и разрушительное действие слова и анти-слова. Обозначен основной критерий различения слов, в основе которого лежит мотивация: то, ради чего они сказаны. В основе разрушительного действия анти-слова лежит мотив самоутверждения. Показаны последствия внедрения таких слов в сознание. И наоборот, в основе целительного слова — благо другого: поддержка совести как основной духовной силы, способной исцелить человека от его душевных недугов. Раскрыта психологическая сущность суесловия и его негативное влияние на личность. Описаны разные типы слов в трактовке М. М. Бахтина (слова с лазейкой, имеющие скрытую установку на то, чтобы быть признанными другими, слова, в которых нет живого, личного тона, акцента, нарочитые, сдержанно-презрительные, а также проникновенные слова, благотворно действующие на человека, способные его исцелять и укреплять).
Слово, анти-слово, суесловие, проникновенное слово, внутренний человек, Ф. М. Достоевский, М. М. Бахтин
1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.
2. Достоевский Ф. М. Бесы. // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. М., 1957.
3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1991.
4. Кемеров В. Философская энциклопедия (URL: http://www.psyoffi ce.ru/slovar-s284.htm).
5. Колпакова М. Ю. Введение в диалогическую психологию, М.: Канон, 2013.
6. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Мадрид, 1965.
7. Словарь по логике. М., 1997 (URL: http://fi losof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000973/index.shtml).

Коган Ирина Михайловна

Сташевская Анастасия Игоревна

Особенности умственной работоспособности подростков, воспитывающихся в разных условиях

Сташевская А. И. Особенности умственной работоспособности подростков, воспитывающихся в разных условиях // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 1 (40). С. 129-135

DOI: 10.15382/sturIV201640.129-135
В данной работе исследовались структурные особенности умственной работоспособности подростков, воспитывающихся в условиях родительской депривации. В исследовании принимали участие: группа подростков-сирот (30 человек, 13–16 лет); группа подростков, воспитывающихся в семье (30 человек, 14–16 лет). Были получены следующие результаты: структура умственной работоспособности подростков, воспитывающихся в разных условиях, образована познавательным, мотивационным и энергетическим компонентом и отличается высокой вариативностью. У подростков-сирот и подростков, воспитывающихся в семьях, обладающих примерно одинаковым уровнем умственной работоспособности, психофизиологические затраты различные по степени выраженности. Это касается психофизиологических показателей, отражающих энергетический потенциал волевого порыва. Определить социальные и психологические характеристики семьи, ставшие причиной различий, в настоящий момент трудно, поэтому необходимо углубленное исследование роли разных семейных систем в формировании умственной работоспособности подростков.
работоспособность, умственная работоспособность, мотивация, подростки, структурные особенности работоспособности, родительская депривация, семья, воспитание, психофизиологические затраты, энергетический потенциал, память, внимание, мышление, волевой поры
1. Бароненко В. А. Физиологические основы утомления человека. Ижевск, 1978.
2. Гордашников В. А., Осин А. Я. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. М., 2009 (URL: http://www.rae.ru/monographs/77).
3. Дружинин В. Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. СПб., 2001.
4. Душков Б. А., Королев А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика. М., 2005.

Сташевская Анастасия Игоревна