/

Егоров Илья Владимирович

Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности


Егоров И. В. Основания и принципы методики диагностики гражданского мировосприятия личности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 142-148.

DOI: 10.15382/sturIV201539.142-148

Аннотация

В статье описываются принципы и особенности создания методики гражданского мировосприятия личности. Представлены основные разделы этой методики «Россия в территориях, событиях, персоналиях». Каждый раздел методики обосновывается и соотносится с особенностями гражданского мировосприятия личности. Автор выделяет в статье шесть таких особенностей: 1) опосредование познавательными процессами, установками личности; 2) влияние особенностей культуры территории и региона, в котором проживает человек; 3) особенности взаимоотношений со значимыми людьми, группами; 4) особенность мировосприятия, связанная с направленностью на себя, на других людей и на окружающий мир (среду); 5) пространственно-временные характеристики (хронотопы), через которые происходит мировосприятие личности; 6) мировосприятие рассматривается и как процесс, и как результат. Еще одна особенность, включенная в заключительный раздел методики, позволяет раскрыть отношение личности к стране и государству, эмоциональный компонент.

Ключевые слова

методика диагностики мировосприятия, мировосприятие, гражданское мировосприятие, личность, культура, территории, пространство, время, события, взаимоотношения, группа

Список литературы

1. Агапов В. С. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков: дис. … канд. психол. наук. М., 1994.
2. Адлер А. Понять природу человека. М., 1997.
3. Алисов Е. А. Психолого-педагогические аспекты сенсорного мировосприятия личности // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 1 (URL: www.psyedu.ru).
4. Бергер П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
5. Большунова Н. Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А. Л. Журавлев, А. В. Юревич, отв. ред. М., 2012. С. 138.
6. Бурдье П. Социология социального пространства / Н. А. Шматко, отв. ред. М., 2005.
7. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Л. М. Дробижева, ред. М., 2006.
8. Егоров И. В. Развитие «Я-концепции» у младших школьников // Начальная школа. 2002. № 3. С. 75–82.
9. Егоров И. В. Постановка проблемы гражданского мировосприятия личности // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса. Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. М.; СПб., 2015. С. 282–285.
10. Зинченко В. П. Хронотоп // Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко, сост. и общ. ред. СПб., 2005. С. 591–592.
11. Иванова Н. Л. Психологическая структура социальной идентичности: дис. … д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.
12. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2005. С. 14–15.
13. Мудрик А. В. Социализация человека. Учебное пособие. М., 2010. С. 197.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 1998.
15. Наумова Д. В. Диагностика уровня развития гражданской идентичности детей подросткового возраста в рамках программы психолого-педагогического сопровождения личности // Ребенок в образовательном пространстве… С. 133–137.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. С. 119.
17. Ситнова И. В. Семантическое и визуальное конструирование образа города студентами финансово-технологической академии г. Королёва // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 25–40.
18. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. Монография. Смоленск; М., 2010.
19. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
20. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.

Данные об авторе

Егоров Илья Владимирович