/

Киселёва Светлана Леонидовна

Воображение как универсальная способность человека


Киселёва С. Л. Воображение как универсальная способность человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 108-117.

DOI: 10.15382/sturIV201539.108-117

Аннотация

В статье рассматриваются научно-практические взгляды на природу воображения человека. Исследуются различные подходы к пониманию сущности воображения, его особенностей. Особое внимание уделяется изучению такой основной особенности воображения, как «схватывание» целого раньше его частей, которая позволяет индивиду сразу интегрально видеть предметы глазами «всех других людей». Рассматриваются выделенные исследователями характеристики воображения и смена их доминирования в развитии воображения по этапам.

Ключевые слова

воображение, способность видеть целое раньше его частей, творческая деятельность, особенности воображения, символическое замещение, этапы развития воображения

Список литературы

1. Бородай Ю. М. От фантазии к реальности. (Происхождение нравственности). М., 1995.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
5. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996.
6. Ермолаева М. В. Психология развития. М., 2003.
7. Зинченко В. П. Живое знание. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Ч. 1. Самара, 1998.
8. Зинченко В. П. Развитие зрения в контексте общего духовного развития человека // Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 15–30.
9. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961.
10. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
11. Ильенков Э. В. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. Вып. 6. М., 1964. С. 56.
12. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. М., 1991.
14. Кудрявцев В. Т. Природа и генез воображения // Э. В. Ильенков. Личность и творчество / И. П. Фарман, ред.-сост. М., 1999. С. 154–171.
15. Кудрявцев В. Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 16–29.
16. Кудрявцев В. Т., Синельников В. Б. Ребенок-дошкольник. Новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995. № 9. С. 52–59.
17. Михайлов Ф. Т. Избранное. М., 2001. С. 107.
18. Нураханова А. А. Психологическая коррекция аффективных проявлений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. ... канд. психол. наук. М., 1991.
19. Палагина Н. Н. Воображение на ранних стадиях онтогенеза: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
20. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 94–101.
21. Сапогова Е. Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 45–52.
22. Себар Т. В. Продуктивное воображение в различных мировоззренческих модусах. Воронеж, 2002.
23. Фарман И. П. Воображение в структуре познания. М., 1994.
24. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

Данные об авторе

Киселёва Светлана Леонидовна