/

Шустова Инна Юрьевна

Ресурсы развития личности обучающегося в условиях сетевого взаимодействия


Шустова И. Ю. Ресурсы развития личности обучающегося в условиях сетевого взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 82-94.

DOI: 10.15382/sturIV201539.82-94

Аннотация

В статье делается акцент на ресурсах сетевого взаимодействия в развитии личности отдельного обучающегося. Представлены основы сетевого взаимодействия в создании образовательного пространства, где субъекты (образовательные и культурные учреждения, группы, отдельные участники и пр.) плотно и постоянно связаны общей целью, в которой учитываются интересы каждого. Выделяются две взаимосвязанные логики сетевого взаимодействия: внешняя — формально-организационная (организация образовательного пространства для обучающихся через кооперацию и объединение социальных ресурсов) и внутренняя — субъективная (логика межличностных отношений, самоопределения и самореализации обучающегося в сети). Педагог должен посредством ресурсов сетевого взаимодействия и личной коммуникации осуществлять педагогическое содействие субъектности обучающегося, его осознанной активности в сети. Раскрыты возможные стратегии поведения обучающегося в сети: подражание, репродукция, коммуникативная, коллективная, авторская, социокультурная. Выделены этапы педагогического содействия субъективной логике обучающегося в организационно-формальной логике сетевого взаимодействия. Даны возможные направления педагогического содействия субъективной логике сетевого взаимодействия обучающегося, способствующие развитию его личности.

Ключевые слова

сеть, сетевое взаимодействие, горизонтальные связи, ресурсы сетевого взаимодействия в образовании личности, формально-организационная и субъективная логика сетевого взаимодействия, стратегии поведения в сети, педагогическое содействие

Список литературы

1. Бурдельная Ю. А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2008.
2. Каракозов С. Д., Митрофанов К. Г. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы: Монография. Барнаул, 2011.
3. Пикулик О. В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2013.
4. Сусакова О. Н. Организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры по воспитанию толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
5. Шепило А. Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2008.
6. Шустова И. Ю. Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 3 (31). C. 156–170.

Данные об авторе

Шустова Инна Юрьевна