/

Беленчук Лариса Николаевна

Средние века — сердце европейского просвещения: История и методология изучения средневековой педагогики


Беленчук Л. Н. Средние века — сердце европейского просвещения: История и методология изучения средневековой педагогики // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 3 (38). С. 53-64.

DOI: 10.15382/sturIV201538.53-64

Аннотация

В статье обосновывается необходимость отхода от марксистско-ленинской схемы сопряжения развития педагогики с общественно-экономическими формациями. Схема, где материальный базис первичен, а идеологическая надстройка вторична, не выдерживает научной критики. Понятно, что духовное явление, такое как педагогика, не может впрямую определяться этим базисом, хотя, безусловно, отчасти зависит от него. В этой схеме чем дальше от нашего времени, тем более несовершенна педагогика, чем ближе — тем она «прогрессивнее». В ней средневековая педагогика обычно занимает скромное место. Снисходительное отношение к ней отражается и в числе страниц, посвященных средним векам в исследованиях. Подобное отношение к просвещению средних веков сложилось относительно недавно. Еще в середине XIX в. наши мыслители отмечали удивительную мощь и плодовитость средневековой педагогической идеи. Но уже во второй половине XIX в. такое воззрение на Cредневековье становится уделом лишь отдельных авторов, представления которых мы и постарались отразить в статье, наряду с нашим видением места и роли средневекового просвещения в истории педагогики и методологии его изучения.

Ключевые слова

В. В. Розанов, историософия, история педагогики, К. Н. Леонтьев, методология истории педагогики, Н. Я. Данилевский, общественноэкономическая формация, прогресс, Средневековье, христианская педагогика, цивилизация

Список литературы

1. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье: национальный опыт и региональные особенности. Вологда, 2010.
2. Гоголь Н. В. О Средних веках // Неизданный Гоголь. М., 2001.
3. Дивногорцева С. Ю. Историко-теоретический анализ православной педагогической культуры в России. Дис. … д-ра пед. наук. М., 2012.
4. Катасонов В. Ю. От рабства к рабству. От древнего Рима к современному капитализму. М., 2014.
5. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. М., 2010.
6. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.
7. Соловьев Э. Ю. Главы учебного курса «Реформация и становление общеевропейской цивилизации» (URL: http://luteranstvo.info/istorij a-religii/729-reformacij a-i-stanovlenie.html).
8. Янушкявичене О. Л. Духовное воспитание: история и современность. М., 2009.

Данные об авторе

Беленчук Лариса Николаевна