В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. В статье анализируются понятия «духовно-учебные заведения», «духовное образование», «духовная школа», раскрывается идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями, роль Священного Синода в деле организации и управления духовно-учебными педагогическими заведениями (епархиальные училища, второклассные церковно-учительские школы и др.) в дореволюционной России. Рассматриваются проекты организации в России единой системы духовного образования (1766–1778). Анализируются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения, Священного Синода и Комитета по усовершенствованию духовных училищ. Показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в женских епархиальных училищах, в формировании учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Священный Синод, духовно-учебные заведения, духовное образование, педагогическое образование, духовные училища, семинарист, епархиальные женские училища, второклассные церковно-учительские школы (церковно-приходские школы)
1. Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909 гг.). СПб., 1909.
2. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.