В статье анализируются первые экспериментальные исследования в области обучения детей раннего и дошкольного возраста языкам, представленные в концепциях И. А. Сикорского и М. М. Манасеиной. Отечественные педагоги конца XIX в. дали научное обоснование важности изучения языков для развития ребенка, показали соотношение мышления и речи, раскрыли вопрос о «конкуренции» родного языка с неродным в сфере еще не полностью сформировавшихся мыслительных процессов, выделили принципы и методы обучения языкам, определяли способность ребенка к языкам. И еще один важный вывод, к которому приходили ученые: сложность педагогического решения данной проблемы требует обращения к смежным наукам — физиологии, психологии, экспериментальной педагогике, философии и культурологии. Педагогическое наследие этих ученых не утратило своей актуальности и может представлять интерес для современных педагогов, на практике решающих задачи обучения детей родному и иностранному языкам.
педагогическая теория, И. А. Сикорский, М. М. Манасеина, раннее обучение языкам, соотношение речи и мышления, родного и иностранного языка, методы и приемы обучения языкам, наиболее благоприятный возраст для обучения иностранным языкам.
1. Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А., Чмелёва Е. В. Развитие идей М. В. Ломоносова в отечественной педагогике XIX в. // Педагогика. 2012. № 2. С. 86–94.
2. Кудрявцев В. Т. Исследования детского развития на рубеже двух столетий // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 3–21.
3. Ломбина Т. Н., Лукша В. Г. Психологические особенности речевого развития дошкольников в ситуации билингвизма // Детский сад от А до Я. 2010. № 5. С. 80–85.
4. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб., 1896. Вып. 2.
5. Протасова Е. Ю. Дети и языки: организация жизнедеятельности детей в двуязычном детском саду. М., 2008.
6. Ушинский К. Д. Родное слово // Сочинения: В 11 т. Т. 2. М.-Л., 1949. С. 203.
7. Фрумкина Р. М. Психолингвистика: Учебник. М., 2001.
8. Чмелёва Е. В. Педагогика дошкольного детства в России конца XIX — начала XX в.: историко-педагогический очерк. Смоленск, 2008.