/

Куровская Юлия Геннадьевна; Безрогов Виталий Григорьевич

Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени


Безрогов В. Г. Учебники Валентина Икельзамера: когнитивно-лингвистический анализ школьных пособий раннего Нового времени // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 1 (36). С. 19-31.

DOI: 10.15382/sturIV201536.19-31

Аннотация

В статье рассматриваются пособия 1520–1530-х гг. по обучению народному немецкому языку, автором которых является Валентин Икельзамер — немецкий педагог XVI в., основатель звукового метода обучения грамоте, заключающегося в выработке у учащихся умения выделять звуки из речи. В ходе когнитивно-лингвистического анализа содержания одной из наиболее известных и значимых книг автора — пособия по чтению «Истинный способ научиться читать в кратчайший срок» (Die rechte Weis auff s kürtzist lesen zu lernen, 1527) — раскрываются особенности восприятия понятия «обучение чтению» в педагогической культуре Германии того периода и репрезентации его в учебном процессе. Анализируется композиционная логика учебника, устанавливаются его лексикограмматические контуры, языковое своеобразие и структура в связи с отражением целей и задач пособия как такового. Авторы делают предварительные выводы о степени сформированности понятия «учебник».

Ключевые слова

букварь, грамматика, начальное обучение, фонетический метод, обучение немецкому языку, Валентин Икельзамер

Список литературы

1. Безрогов В. Г. История педагогики в поисках аудитории: креслица на гигантах и для гигантов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. №1 (10). С. 14–29.
2. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.
3. Eichler (Freyni) Birgit. 1995 “Valentin Ickelsamer und Hans Fabritius — sprachgeschichtliche Reminiszenz an zwei frühe Erfurter Schulmeister“, in Ehrhardt H., Sonntag E. (eds.) Historische Aspekte des Deutschunterrichts in Thüringen. Beiträge zur Geschichte des Deutschunterrichts, Frankfurt am Main, 1995, vol. 24, pp. 33–47.
4. Franck Jakob. 1881 “Ickelsamer, Valentin“, in Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), Leipzig, 1881, vol. 13, p. 739.
5. Giesecke Michael. 1992 “Alphabetisierung als Kulturrevolution. Leben und Werk Valentin Ickelsamers (ca. 1500 — ca. 1547)“, in Sinnenwandel-Sprachwandel-Kulturwandel, Frankfurt, 1992, pp. 122–185.
6. Giesecke Michael. 1979 “Schriftspracherwerb und Erstlesedidaktik in der Zeit des ‘gemein teutsch’ — eine sprachhistorische Interpretation der Lehrbücher Valentin Ickelsamers“, in Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie, 1979, vol. 11, pp. 48–72.
7. Klages Johanna. Die Lautiermethode, in: http://www.uni-leipzig.de/herder/projekte/alpha/frames/main5.2.htm (Date: 02.01.2014).
8. Klein Wolf Peter. 2010 “Die deutsche Sprache in der Gelehrsamkeit der frühen Neuzeit. Von der lingua barbarica zur HaubtSprache“, in Jaumann H. (ed.) Diskurse der Gelehrtenkultur in der Frühen Neuzeit: Ein Handbuch, Berlin; New York, 2010, pp. 465–516.
9. Lobenstein-Reichmann A. & Reichmann O. (Hrsg.) Frühneuhochdeutsch. Aufgaben und Probleme seiner linguistischen Beschreibung (Germanistische Linguistik 213–215), Hildesheim; Zürich; New York, 2011.
10. Looss Sigrid. 1991 “Der Rothenburger Schulmeister Valentin Ickelsamer“, in Zeitschrift für bayerische Kirchengeschichte, 1991, vol. 60, pp. 1–19.
11. Niederer Heinrich. 1974 “Ickelsamer, Valentin“, in Neue Deutsche Biographie (NDB), Berlin, 1974, vol. 10, p. 112.
12. Noll Heinrich. Der Typus des religiösen Grammatikers im 16. Jahrhundert, dargestellt an Valentin Ickelsamer, Marburg Uni, 1936.
13. Sigrid D. Die Aussprache des Fruhneuhochdeutschen nach Lesemeistern des 16. Painter Jahrhunderts, Frankfurt am Main, 1989.
14. Sigrid D. 1992 “The School Masters as a Source for the Pronunciation of Early New High Painter German”, in Rauch I., Carr G. F., Kyes R. L. (eds.) On Germanic Linguistics: Issues and Methods, Berlin; New York, 1992, pp. 233–244.
15. Rössing-Hager Monika. 1998 “Ickelsamer, Valentin“, in Killy W. (ed.) Literaturlexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache, Gütersloh; München, 1988–1991 (CD-ROM: Berlin 1998), vol. 6, p. 31.
16. Schnurrer Ludwig. 2002 “Valentin Ickelsamer (ca. 1500–1547), Laientheologe und Pädagoge“, in Fränkische Lebensbilder, Würzburg, 2002, vol. 19 (Reihe VII A), pp. 51–64.
17. Velten Hans Rudolf. 2012 “Frühe Lese- und Schreiblernbücher des 16. Jahrhunderts. Zu Valentin Ickelsamers Die rechte weis, aufs kürtzist lesen zu lernen (1527) und Teütsche Grammatica (1532?)“, in Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2012, vol. 17, pp. 31–48.
18. Vice Roy L. 1995 “Valentin Ickelsamer. Seine Wandlung vom Rebellen zum Quietisten“, in Die Linde, 1995, vol. 77, pp. 65–70, 73–80.
19. Winters Margaret E., Tissari Heli, Allan Kathryn. Historical Cognitive Linguistics, Berlin; New York, 2010.
20. Wozilka Jenny. 2002 “Lesenlernen im 16. Jahrhundert: Valentin Ickelsamer“, in Arnold Grömminger (ed.) Geschichte der Fibel, Frankfurt am Main, 2002, pp. 201–215.

Данные об авторе

Куровская Юлия Геннадьевна


Безрогов Виталий Григорьевич