/

Александрова Екатерина Александровна

Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры


Александрова Е. А. Социокультурные возможности образовательного пространства и детско-взрослых сообществ в контексте формирования у ребенка духовно-нравственной культуры // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 52-59.

DOI: 10.15382/sturIV201435.52-59

Аннотация

В статье представлены результаты анализа социокультурных возможностей образовательного пространства для формирования у детей духовно-нравственной культуры в процессе разновозрастного событийного взаимодействия. Доказано, что к социокультурным возможностям образовательного пространства в данном контексте следует отнести вариативные культурные практики и пробы; модернизированные формы организации занятий и внеурочной деятельности детей (игра как спонтанный порядок); ситуации, требующие обсуждений и дискуссий. Показано, что для развития духовно-нравственной культуры важны разновозрастные сообщества детей и взрослых, вневозрастная встреча детей и взрослых, совместное проживание и переживание, что предполагает особый вид педагогической деятельности — педагогическое сопровождение. Выделены виды предтеч-ощущений, которые позволяют человеку воспринять моменты общения с человеком иного возраста как ситуацию встречи (Я вижу в Другом себя…). Представлены принципы организации вневозрастных встреч.

Ключевые слова

социокультурные возможности, образовательное пространство, детско-взрослое сообщество, вневозрастная встреча, духовно-нравственная культура, предтечи-ощущения, принципы.

Список литературы

1. Александрова Е. А. Как открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. 2008. № 5. С. 219–224.
2. Александрова Е. А. Дети и родители в учреждении дополнительного образования: чем объединить? // Дополнительное образование и воспитание. 2009. № 10. С. 3.
3. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение встречи детей и родителей в образовательном пространстве // Новые ценности образования. 2009. № 1. С. 129–139.
4. Александрова Е. А. Взаимодействие детей и взрослых и создание открытого детсковзрослого сообщества // Новые ценности образования. 2009. № 4. С. 28–32.
5. Александрова Е. А. Формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение // Известия Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 41–44.
6. Метлик И. В. Изучение религии в системе образования // Педагогика. 2003. № 7. С. 71–78.
7. Склярова Т. В. Теория и методика преподавания религиозной культуры в школе // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 4. С. 7–13.

Данные об авторе

Александрова Екатерина Александровна