/

Плешаков Владимир Андреевич

Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования


Плешаков В. А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 4 (35). С. 9-22.

DOI: 10.15382/sturIV201435.9-22

Аннотация

В статье обозначается суть киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека, призванной обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека. Раскрывается идея развития киберпедагогики (инновационной отрасли психологопедагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-образовательных технологий) и дается обоснование необходимости применения киберонтологического подхода в образовании, эффективного в решении актуальных задач воспитания и обучения человека XXI века.

Ключевые слова

киберпространство, киберреальность, киберонтология, киберонтологический подход в образовании, киберпедагогика, киберпсихология, Homo Cyberus, киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека, социализирующая среда, киберсоциал

Список литературы

1. Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании: Монография / В. А. Плешаков, ред. Норильск, 2012.
2. Дима Соловьев. Новые медиа, социальные сети, complexity, медиаскетизм и презентации [Электронный ресурс]. URL: http://www.soloveev.ru
3. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука — реформе школы). М., 1988. С. 16–17.
4. Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. ст. / В. А. Сластенин, Е. А. Леванова, ред. М., 2005. Вып. 21. С. 48–49.
5. Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 131–141.
6. Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. 2009. № 3. Т. 1. С. 32–39.
7. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. М., 2012.
8. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: Монография / А. В. Мудрик, общ. ред. М., 2011.
9. Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 27–31.
10. Плешаков В. А., Воинова О. И., Плешакова К. А. Трансформация социального воспитания в ХХI веке: о реализации идей В. А. Сластёнина и А. В. Мудрика в киберпедагогике // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 2. С. 32–37.
11. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека и интегративные тенденции киберпедагогики // Педагогическое образование: вызовы XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В. А. Сластенина: В 2-х ч. 16–17 сентября 2010 г. М., 2010. Ч. 1. С. 613–617.
12. Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2010. Т. 16. № 2. С. 15–18.
13. Плешаков В. А. О киберсоциализации человека и необходимости разработки инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. Калининград, 2009. Вып. 25. С. 129–133.
14. Сластенин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А, Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. 2010. № 1. С. 4–11.
15. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

Данные об авторе

Плешаков Владимир Андреевич