Сегодня стратегия развития системы образования взрослых заключается в создании оптимальных условий для развития личности человека, проявления его индивидуальности. В статье рассмотрены в рамках образования взрослых понятия: моделирование, подход, метод, принцип, парадигма; анализируются методологические подходы к моделированию и реализации образовательных практик для взрослых: андрагогический и событийный подходы. Моделирование образовательной практики рассматривается как способ, процесс, результат, функция, отношение. Парадигма, которая может быть основой моделирования образовательных практик для взрослых, состоит в обеспечении связи образования, деятельности и со-бытийности практики для каждого субъекта. Ориентацию процесса моделирования образовательных практик для взрослых на создание пространства творческого развития личности следует признать наиболее существенной особенностью развития деятельности учреждений дополнительного образования. В этом случае изучение эффективности образовательной практики является необходимой формой групповой и индивидуальной рефлексии
моделирование, метoдологический подход, метод, принцип, парадигма, образовательные практики, неформальное образование взрослых, со-бытийность.
1. Батколина В. В. Повышение эффективности образования взрослых в вузах на основе современных информационных технологий: дис. … канд. пед. наук. М., 2011.
2. Глазырина А. В. Андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006.
3. Кукуев А. И. Современные подходы в образовании // А. И. Кукуев, В. А. Шевченко. Современные подходы в образовании: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону, 2010. С. 10–15.
4. Линевич Л. В. Андрагогический подход к обучению студентов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2002.
5. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. М., 2006.
6. Сафина З. Н., Шерайзина Р. М. Синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ в системе обучения взрослых // Вестник Новгородского гос. ун-та. Сер.: Психология. Педагогика. Социология. 2005. № 31. С. 59–63.
7. Филин С. А. Андрагогический подход к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. Великий Новгород, 2005.
8. Шиянов Е. Н, Ромаева Н. Б. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики // Педагогика. 2005. № 9. С. 17–25.
9. Jarvis P. Adult Education and Lifelong Learning. Theory and Practice. New York, 2004.
10. Knowles M. S. The Adult Learner: The Defi nitive Classic in Adult Education and Human Resource Development / M. S. Knowles, E. F. Holton, R. A. Swanson. Burlington, San Diego, USA; London, UK, 2005.
11. Lindeman E. C. The Meaning of Adult Education. New York, 1926.