История России последних 30 лет — история глубоких исторических перемен. В данных условиях мы имеем возможность наблюдать такое явление, как самоорганизация акторов в социуме, находящемся в стадии преодоления хаоса и выхода к новой упорядоченности. Современная наука описывает подобный переход как итог многолинейных социальных взаимодействий, креативных актов формулирования адекватных вызовам норм, зарождения и становления новых социальных институтов. Современное российское общество развивается в ориентации на идеалы гражданского общества. Принятые демократические принципы социального устройства обусловливают формирование особого типа личности — гражданина, то есть человека, осознающего меру и степень своей свободы и ответственности. Формируемая таким образом социальная среда отличается меньшей степенью регламентации, большей потребностью в активном участии каждого члена общества в деле развития. В подобных условиях возрастает роль частных инициатив, выполняющих функцию своеобразного «сканирования» современного состояния общества, выявляющих угрозы существованию единства. Социокультурная обстановка в современной России противоречива. С одной стороны, в ней появляется больше возможностей для осознанной самоидентификации личности, для включения ее в разнообразные объединения. С другой стороны, постиндустриальное общество несет в себе опасность крайнего индивидуализма, разрушающего стремление к консолидации, социальному единству. Устранить данное противоречие пытаются частные инициативы в области неформального образования. Анализ гражданских инициатив последних пяти лет обнаруживает тенденцию их развития в образовательном направлении. Самоорганизующиеся практики неформального образования используют форму разновозрастных сообществ. Они позволяют решать задачу организации площадки для диалога между поколениями, объединения на основе значимых для российского народа высших ценностей. Подобная деятельность сложна в организации и требует государственной поддержки
самоорганизация, гражданское общество, непрерывное образование, неформальное образование, дополнительное образование, развитие личности, образование взрослых, актуальные тенденции образования взрослых, разновозрастные сообщества, культурная преемственнос
1. Кочарян Б. Г. Концепт самоорганизации в современной социологической теории: на примере социологических исследований предпринимательства. Автореф. ...канд. социол. наук. М., 2010.
2. Парфенов К. Б. Самоорганизация населения в трансформируемой социальной системе. Дисс. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2003.
3. Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Ч. 1. Идея гражданского общества в ее историческом развитии. М., 1993.
4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М., 2005.