/

Тихонова Елена Сергеевна

Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи


Тихонова Е. С. Духовно-ориентированный диалог в практике помощи детям с общим недоразвитием речи // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 108-120.

DOI: 10.15382/sturIV201432.108-120

Аннотация

Статья посвящена проблеме духовно-ориентированного диалога как основания психологической практики помощи детям с общим недоразвитием речи. Проверялась гипотеза о том, что нарушение диалогического взаимодействия со взрослым препятствует речевому и эмоциональному развитию ребенка. Представлен анализ таких характеристик эмоциональной сферы, как тревожность, психоэмоциональное напряжение, направленность на сферу межличностных отношений и др., у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и детей с нормативным речевым развитием. Показано значение эмоциональной сферы и эмоционально-личностных отношений в возникновении речевого нарушения в дошкольном возрасте и его преодолении. Выявлена положительная динамика характеристик эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи в процессе работы методом духовноориентированного диалога и значимое повышение психоэмоционального напряжения при отсутствии динамики других характеристик эмоциональной сферы (тревожность, эмоциональный фон, переживание эмоционального благополучия в семье) в процессе коррекционной практики. Полученные данные позволяют уточнить психологические условия развития речевой и эмоциональной сфер дошкольников с общим недоразвитием речи и свидетельствуют о том, что духовно-ориентированный диалог с ребенком, направленный на восстановление нарушенных эмоционально-личностных связей с другим человеком, является эффективным методом работы и условием преодоления речевого нарушения. Результаты исследования открывают новую перспективу в понимании природы речевого развития и решении одного из основополагающих вопросов о роли наследственности и социального воздействия в развитии языка и соотношении этих факторов.

Ключевые слова

речевое развитие, эмоциональное развитие, речевые нарушения, дети с общим недоразвитием речи, духовно-ориентированный диалог, диалогический подход.

Список литературы

1. Bloom L. Language acquision in its developmental context // Damon W., Kuhn D., Sieqer R. Handbook of child psychology. Vol 2. New York, 1998. P. 309–371.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь // Он же. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.
4. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. СПб., 2004.
5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1968.
7. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Авт.- сост. Г. А. Шалимова. М., 2006.
8. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.–Воронеж, 2001.
9. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004.
10. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
11. Флоренская Т. А., Макеева М. Ю. Опыт общения в семье и мир восприятия ребенка // Общение и формирование личности школьника / Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М., 1987.
12. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
13. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2006.
14. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

Данные об авторе

Тихонова Елена Сергеевна