Цель работы — выявление специфики внутреннего диалога, его отличия от внутренней коммуникации, внутренней речевой активности. Показано, что понимание внутреннего диалога как сообщества различных голосов, выражающих различные смысловые содержания, является слишком широким и операциональным. Игнорирование содержательной стороны размывает понятие «внутреннего диалога» и приводит к отождествлению внутреннего диалога с внутренней речью. Внутренний диалог это не просто внутренняя речевая активность, а внутренняя работа, активность, предполагающая осознание, оценку переживаний, состояний и определяющих их ценностей, и принятие решения об их приемлемости или неприемлемости для себя. На конкретных примерах художественных образов господина Голядкина и юноши Зосимы (будущего старца), созданных Ф. М. Достоевским, показано влияние внутреннего диалога на психическое здоровье и духовное развитие личности. В ходе анализа «внутреннего диалога» господина Голядкина выявлены содержание, развитие, этапы внутренней коммуникации, следствием которой являются психические нарушения; показано, что собеседование с темной стороной души приводит к негативным последствиям для психического здоровья человека. На примере же внутреннего диалога юноши Зосимы рассмотрены основания подлинного внутреннего диалога, диалога с совестью, ведущего человека к исцелению. Сопоставлены этапы внутренней коммуникации с тенью и этапы внутреннего диалога, при этом нравственная оценка поступка, мыслей, состояния рассматривается как необходимый этап подлинного внутреннего диалога.
внутренний диалог, двойник, подлинный диалог, внутренняя коммуникация, этапы внутреннего диалога, внутриличностный конфликт
1. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л., 1929.
2. Достоевский Ф. М. Двойник. СПб., 1995.
3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. М., 1995.
4. Флоренская Т. А. Диалог в психологии. М., 1991.