В статье анализируются некоторые из педагогических идей знаменитого хирурга, педагога, попечителя Киевского и Одесского учебного округов Н. И. Пирогова, высказанные им в его педагогических сочинениях: взгляд на раннюю специализацию детей, отношение к наказаниям вообще и физическим наказаниям в частности, рассуждение о нравственном принципе в воспитании, изучение природы детей и другие. Мысли, высказанные Пироговым в работах, рассматриваемых в данной статье, логически продолжают педагогическую теорию, изложенную им в одном из своих фундаментальных и программных произведений «Вопросы жизни». Цель русской педагогики и русской школы есть воспитание Человека, умеющего подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Занимаясь школьными проблемами на практике в качестве попечителя учебных округов, Н. И. Пирогов выступил категорическим противником применения телесных наказаний, справедливо полагая, что страх перед ними унижает ученика, принуждает его не отвечать за свои поступки, а лгать и изворачиваться, что наносит воспитанию Человека в человеке огромный вред. Точно так же достижению главной цели педагогики не способствует и ранняя специализация школьников, т. к. она нацелена, прежде всего, на карьерные достижения и вредит духовному развитию. Пирогов одним из первых высказывает мысль, которую надо бы помнить и сегодня: юность требует к себе уважительного, бережного и чуткого отношения, каждый ученик индивидуален, и задача учителя — понять его индивидуальность. Педагогическое наследие Н. И. Пирогова не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.
педагогическая система Н. И. Пирогова, ранняя специализация, нравственное воспитание, индивидуальность ребенка, проблема наказаний, средства воспитания, личность воспитателя, педагогический совет