/

Макаров Михаил Иванович

Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XI X — начала XX в.


Макаров М. И. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XI X — начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 67-77.

Аннотация

Цель статьи — рассмотреть в теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в отечественной религиознопедагогической литературе второй половины XIX — начала XX в. Особое внимание в статье отводится рассмотрению роли и места христианского исповедания в деле становления человека на путь добродетельной жизни, зиждущейся на универсальных ценностях Добра, Истины и Красоты. Методологическую основу исследования составила концепция целостности всемирного историко-педагогического процесса, а также цивилизационный, антропологический, генетический, герменевтический, науковедческий и социально-конструкционистский подходы. Предлагаемые автором подходы и выводы отличаются научной новизной, которая обнаруживается в выявлении и характеристике педагогического аспекта категории «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в., в обосновании специфики этико-педагогического понимания данной категории с позиций онтологии, что расширяет научные представления о методологических основаниях педагогики. В статье делается вывод о том, что на содержание трактовок категории «добродетельная жизнь», представленной в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в., сильное воздействие оказывала православная этическая традиция, связанная с ведением человеком социально одобряемой добродетельной жизни. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литерату ре второй половины XIX — начала XX в. предстает в качестве понятия, определяющего ме рило истинности педагогических взглядов и верности воспитательной практики, поэтому данную категорию этого периода следует рассматривать как конкретное, тесно связанное с общественными и духовными процессами, явление педагогической культуры. Результаты исследования могут быть применены в области теории и истории педагогики и философии образования.

Ключевые слова

категория «добродетельная жизнь», этико-педагогические представления о добродетельной жизни, отечественная религиозно-педагогическая литература, православная этическая традиция.

Данные об авторе

Макаров Михаил Иванович

PDF