/

Розина Ольга Владимировна

Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей


Розина О. В. Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 26-39.

Аннотация

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), а реализация системнодеятельностного подхода — создание условий для дальнейшего развития способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, что достигается путем интериоризации индивидуумом достижений человеческой культуры и фундаментальных основ межличностных отношений. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему и состоят из четырех блоков, одним из которых являются личностные УУД, направленные на выработку мировоззренческой позиции школьников, определение ими личностной мотивации учебной деятельности, поведение на основе нравственных норм. Ведущая роль в формировании универсальных учебных действий у школьников принадлежит учителю, что вызывает необходимость создания условий для выработки им соответствующих профессиональных компетенций. Это имеет особое значение для формирования личностных УУД, связанных с аксиосферой учащихся. Сравнительный анализ различных нравственных систем показывает, что в основе морального выбора лежат аксиологические и мировоззренческие представления личности о сущности этого выбора, поэтому мировоззренческие установки учителя могут стать важным фактором формирования соответствующих личностных универсальных действий у учащихся, в том числе на основе традиций и ценностей православной культуры. В статье рассматривается авторский опыт подготовки учителей, даются рекомендации по составлению учебных задач в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Обращается внимание на то, что трансформация аксиосферы личности связана с прохождением различных точек бифуркации, результат «прохождения и переживания» которых не может быть заранее спрогнозирован, однако он поддается формирующему воздействию и корреляции. В работе приводятся примеры такой корреляции. Автор выделяет этапы саморегулируемого развития и проводит сравнительный терминологический анализ основных понятий, связанных с формированием личностных УУД у учащихся и выработкой соответствующих профессиональных компетенций у учителей (самосознание, самоопределение, самостановление, самоосуществление, самореализация). Обращается внимание на трудности выработки оценочных критериев эсктериоризации ценностных установок и, соответственно, определение результатов сформированности личностных УУД у школьников.

Ключевые слова

Федеральные государственные образовательные стандарты, универсальные учебные действия, профессиональные компетенции, православная культура, ценности, интериоризация, аксиосфера

Список литературы

1. Izmajlov S. G. Razvitie individual'nogo stilja dejatel'nosti prepodavatelej v processe povyshenija ih kvalifikacii. Avtoref. dis. ... kand. psih. nauk (Development of Individual Style of Teachers in Process of Advanced Training. Dissertation Abstract), Moscow, 2001.
2. Kolbasova L. O. Professional'naja kompetentnost' (social'no-filosofskij analiz). Avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk (Profession Competence (Social-Philosophical Analysis). Dissertation Abstract), Cheboksary, 2009.
3. Kosmacheva N. V. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientacij u doshkol'nikov (Forming of Moral Value Orientations by Preschool Children), Kolomna, 2011.
4. Makarova L. N. Teoreticheskie osnovy razvitija individual'nogo stilja pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly: Dis. ... d-ra ped. nauk (Theoretical Grounds of Development of Individual Style of Pedagogical Activity of High School: Dissertation), Belgorod, 2000.
5. Popova E. V., Pushkareva T. V. 2012 “Interiorizacija v kontekste problem social'noj determinacii” (Interiorization in Context of Problems of Social Determination), in Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2012, vol. 1, in www.science-education.ru/101-5626.
6. Rozina O. V. 2010 “Vlijanie mirovozzrencheskogo vybora na professional'nuju kompetentnost' pedagoga duhovno-nravstvennoj (pravoslavnoj) kul'tury” (Influence of World View Choice on Professional Competence of Pedagogue of Spiritual-Moral (Orthodox) Culture), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, 2010, vol. 3/18.
7. Rozina O. V. 2007 “Mirovozzrenie i nravstvennost': sravnitel'nyj analiz razlichnyh system” (World View and Morality: Comparative Analysis of Different Systems), in Rozina O. V. (ed.) Duhovnye osnovy russkoj kul'tury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkole. Sbornik materialov nauchno-prakticheskih i obrazovatel'nyh konferencij, Moscow, 2007, vol. 2.
8. Kozlov V. V., Kondakova A. M. (eds.) Fundamental'noe jadro soderzhanija obshhego obrazovanija: proekt (Fundamental Core of Content of General Education: Project), Moscow, 2009.
9. Shimanskij G. I. Nravstvennyj zakon i sovest' (Moral Law and Consience), Moscow, 2012.

Данные об авторе

Розина Ольга Владимировна

PDF