/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :4 (31)

ПЕДАГОГИКА

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Плешаков Владимир Андреевич

Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека

Плешаков В. А. Основы религиозного воспитания в контексте киберсоциализации человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 9-17
PDF
В статье анализируется актуальность проблемы приобщения человека к высшим нравственным ценностям в XXI в. Раскрываются вопросы необходимости, многозадачности и возможностей духовно-нравственного развития личности и религиозного воспитания человека в контексте киберсоциализации. Рассматривается категория «духовность» в светском и религиозном аспектах. Приводятся факты и данные статистики, иллюстрирующие необходимость религиозного воспитания человека не только в условиях реальной жизнедеятельности, но и посредством социализирующей среды киберпространства. Дается определение религиозного воспитания в контексте киберсоциализации как многоаспектного процесса развития духовности (главным образом, религиозной духовности и обретения веры в Бога), который регулирует поведение человека в киберпространстве согласно интериоризированным им морально-нравственным основам жизнедеятельности, соответствующим вероучительным принципам определенной конфессии. Духовнонравственное развитие и воспитание в контексте киберсоциализации имеют киберонтологический характер и тесно связаны с усваиваемыми и позиционируемыми личностью в киберпространстве идеями о ценности человеческой жизни, чести и достоинства, душевной мудрости, поиска смысла жизнедеятельности. Приводятся данные мониторинга, позволяющие говорить об экспансии интернет-ресурсов религиозной тематики в целом, а также свидетельствовать, что «молодые» религии имеют более высокие темпы распространения информации в сети Интернет. Говорится о резком спаде за два года (более чем в 100 раз) упоминания иудаизма, индуизма, католицизма, протестантизма, а также двойной экспансии Православия в сети Интернет. Обосновывается роль религиозных (особо — православных) ресурсов сети Интернет в Миссии Церкви. Религиозные ресурсы сети Интернет в настоящий момент успешно реализуют нормативно-регулятивную, информационно-просветительскую, ценностно-ориентационную, воспитательно-познавательную, сакрально-мистическую, коммуникативную, компенсаторно-терапевтическую, милосердную и духовно-нравственную функции.
религиозное воспитание, киберсоциализация человека, духовно-нравственное развитие личности, духовность, киберпространство, Интернет, Рунет, киберонтология, конфессия
1. Voinova O. I., Pleshakov V. A. Kiberontologicheskij podhod v obrazovanii. Monografija (Cyber-Ontological Approch in Education. Monography), Noril'sk, 2012.
2. Doklad Patriarha Moskovskogo i vseja Rusi Kirilla na Arhierejskom Sobore Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi 2 fevralja 2013 goda (Report of Patriarch of Moscow and All Russa Kirill on Bishop Council of Russian Orthodox Church on 2nd February 2013), in http://www.pravmir.ru/doklad-patriarxa-moskovskogo-i-vseya-rusi-kirilla-na-arxierejskomsobore-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-2-fevralya-2013-goda.
3. Kuraev A., protodiak. Chelovek i ego komp'juter ili komp'juter i ego chelovek (Human and His Computer or Computer and Its Human), in http://www.pravmir.ru/article_826.html
4. Mudrik A. V. Socializacija cheloveka: ucheb. posobie (Socialization of Human: Textbook), Moscow, 2010.
5. Mudrik A. V. Social'naja pedagogika (Social Pedagogics), Moscow, 2009.
6. Pleshakov V. A. 2010 “Kiberontologija i psihologija bezopasnosti informacionnoj sfery: aspekt kibersocializacii cheloveka v social'nyh setjah internet-sredy” (Cyber-Ontology and Psychology of Security in Informational Sphere: Aspect of Cyber-Socialization of Human in Internet Social Networks), in Vestnik PSTGU. Serija IV: Pedagogika. Psihologija, 2010, vol. 4/19, pp. 131-141.
7. Pleshakov V. A. 2010 “Kibersocializacija i Pravoslavie: k postanovke problemy duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija rossijskih shkol'nikov i studencheskoj molodezhi” (Cyber-Socialization and Orthodoxy: to Problem of Spiritual-Moral Development and Education of Russian School Pupils and Students), in Vestnik PSTGU. Serija IV: Pedagogika. Psihologija, 2010, vol. 2/17, pp. 68-76.
8. Pleshakov V. A. Kibersocializacija cheloveka. Ver. 1.0. Monografija (Cyber-Socialization of Human. Ver. 1.0. Monography), Saarbruecken, 2012.
9. Pleshakov V. A. Kibersocializacija cheloveka: ot Homo Sapiens do Homo Cyberus. Monografija (Cyber-Socialization of Human: from Homo Sapiens to Homo Cyberus. Monography), Moscow, 2012.
10. Pleshakov V. A. 2011 “O perspektive kiberontologii i razvitii teorii kibersocializacii cheloveka” (About Perspective of Cyber-Ontology and Development of Theory of Cyber-Socialization of Human), in Romm T. A., Shhelina T. T. (eds.) Social'naja pedagogika: ljudi, idei, problemy: sbornik, Arzamas, 2011, pp. 265-276.
11. Pleshakov V. A. 2011 “Religioznoe vospitanie v kontekste kibersocializacii” (Religious Education in Context of Cyber-Socialization), in Voprosy vospitanija, 2011, vol. 2/7, pp. 78-86.
12. Pleshakov V. A. Teorija kibersocializacii cheloveka. Monografija (Theory of Human Cyber-Socialization. Monogralhy), Moscow, 2011.
13. Pleshakov V. A. Teorija psihovozrastnogo statusa lichnosti i tehnologija ego razvitija v kontekste professional'noj podgotovki pedagoga-psihologa. Monografija (Theory of Psychological Age-Related Status of Person and Technology of Its Development in Context of Professional Training of Pedagogue-Psychologist. Monography), Moscow, 2010.
14. Pleshakov V. A., Ugol'kov N. V. 2012 “Socializacija starshih shkol'nikov v Internete kak problema pedagogiki” (Socialization of Elder School Pupils in Internet as Problem of Pedadogics), in Sovremennye problemy nauki i obrazovanija (jelektronnyj zhurnal), 2012, vol. 5.
15. Cerkov' i obshhestvo v Rossii: dinamika peremen. Press-vypusk № 1677 ot 31.01.2011 (Church and Society in Russia: Dynamics of Changes. Press Release N. 1677 from 31.01.2011), in http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=111323

Плешаков Владимир Андреевич

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Илакавичус Марина Римантасовна; Якушкина Марина Сергеевна

Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования

Якушкина М. С. Построение эффективных образовательных практик современного религиозного образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 18-25
PDF
Авторы статьи показывают, что современные образовательные практики, содержательно наполненные религиозными представлениями, репрезентуют два феномена, различающихся целями и содержанием. Первый связан с изучением религии как части культуры — это своеобразное получение информации о сущности религии как духовного учения, о транслируемых ею нравственных ценностях. Его результатом являются знания; в образном описании — человек знающий. Сущность второго феномена — вхождение в сознательную жизнь церкви как сообщества верующих. К получению описанной выше информации добавляется освоение культовой, обрядовой деятельности. Результат второго феномена — воцерковление, в образном описании — человек религиозный. В данном тексте авторы прежде всего обращают внимание на необходимость понимания религии как важнейшего культурологического феномена, неотъемлемой части национальной культуры. Восполнение культурно-исторической традиции религиозной составляющей, долгое время находившейся под запретом, основывается на понимании ее глубокой взаимосвязи с народными корнями. Анализируя образовательные практики религиозного наполнения, авторы приходят к обоснованию того, что такие современные практики, реализующиеся в созданном государством правовом поле, актуализируют переосмысление прошлого государства, народа, своей семьи с позиций важнейших смысложизненных ценностей, в результате чего авторы делают заключение, что расширение спектра практик религиозного образования, разворачивающихся в правовом поле, призвано предотвратить распространение идеи насилия и экстремизма как механизмов социальной коммуникации.
культурологический феномен, самоопределение личности, смысложизненные ценности, образовательные практики, традиции религиозного образования, просветительство, нравственные ценности
1. Vasilenko L. I. Kratkij religiozno-filosofskij slovar' (Short Dictionary for Religious Philosophy), Moscow, 2000.
2. Zaharchenko M. V. 2012 “Vospitanie na osnove tradicij kak kljuchevoj koncept novyh obrazovatel'nyh standartov” (Education on Basis of Traditions as Key Concept of New Educational Standarts), in Berseneva T. A. (ed.) Strategii i praktiki duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti uchashhihsja v obrazovatel'nom uchrezhdenii, Saint-Petersburg, 2012.
3. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaja real'nost' v zerkale mezhparadigmal'noj refleksii (Pedagogical Reality in Mirror of Interparadigmal Reflexion), Saint-Petersburg, 1999.
4. Kolodin A. V. Religiovedcheskoe i religioznoe obrazovanie: sushhnost', specifika, problemy realizacii v gosudarstvennyh i obrazovatel'nyh uchrezhdenijah RF. Avtoref. ... kand. filos. nauk (Religious Studying and Religious Education: Essence, Specifics, Problems of Realization in State and Educational Institutions of Russian Federaton. Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, Moscow, 2007.
5. Patriarh i molodezh': razgovor bez diplomatii (Patriarch and Youth: Dialogue without Diplomacy), Moscow, 2009.
6. Petrova M. M. Teorija kul'tury: konspekt lekcij (Theory of Culture: Summary of Lectures), Saint-Petersburg, 2000.
7. Hantington S. Stolknovenie civilizacij (Collision of Civilizations), Moscow, 2006.
8. Harisova L. A. Religioznaja kul'tura v soderzhanii obrazovanija (Religious Culture in Content of Education), Moscow, 2002.

Илакавичус Марина Римантасовна


Якушкина Марина Сергеевна

Розина Ольга Владимировна

Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей

Розина О. В. Подготовка учителя к формированию личностных универсальных учебных действий у учащихся на основе православных традиций и ценностей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 26-39
PDF
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предполагают формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), а реализация системнодеятельностного подхода — создание условий для дальнейшего развития способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, что достигается путем интериоризации индивидуумом достижений человеческой культуры и фундаментальных основ межличностных отношений. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему и состоят из четырех блоков, одним из которых являются личностные УУД, направленные на выработку мировоззренческой позиции школьников, определение ими личностной мотивации учебной деятельности, поведение на основе нравственных норм. Ведущая роль в формировании универсальных учебных действий у школьников принадлежит учителю, что вызывает необходимость создания условий для выработки им соответствующих профессиональных компетенций. Это имеет особое значение для формирования личностных УУД, связанных с аксиосферой учащихся. Сравнительный анализ различных нравственных систем показывает, что в основе морального выбора лежат аксиологические и мировоззренческие представления личности о сущности этого выбора, поэтому мировоззренческие установки учителя могут стать важным фактором формирования соответствующих личностных универсальных действий у учащихся, в том числе на основе традиций и ценностей православной культуры. В статье рассматривается авторский опыт подготовки учителей, даются рекомендации по составлению учебных задач в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Обращается внимание на то, что трансформация аксиосферы личности связана с прохождением различных точек бифуркации, результат «прохождения и переживания» которых не может быть заранее спрогнозирован, однако он поддается формирующему воздействию и корреляции. В работе приводятся примеры такой корреляции. Автор выделяет этапы саморегулируемого развития и проводит сравнительный терминологический анализ основных понятий, связанных с формированием личностных УУД у учащихся и выработкой соответствующих профессиональных компетенций у учителей (самосознание, самоопределение, самостановление, самоосуществление, самореализация). Обращается внимание на трудности выработки оценочных критериев эсктериоризации ценностных установок и, соответственно, определение результатов сформированности личностных УУД у школьников.
Федеральные государственные образовательные стандарты, универсальные учебные действия, профессиональные компетенции, православная культура, ценности, интериоризация, аксиосфера
1. Izmajlov S. G. Razvitie individual'nogo stilja dejatel'nosti prepodavatelej v processe povyshenija ih kvalifikacii. Avtoref. dis. ... kand. psih. nauk (Development of Individual Style of Teachers in Process of Advanced Training. Dissertation Abstract), Moscow, 2001.
2. Kolbasova L. O. Professional'naja kompetentnost' (social'no-filosofskij analiz). Avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk (Profession Competence (Social-Philosophical Analysis). Dissertation Abstract), Cheboksary, 2009.
3. Kosmacheva N. V. Formirovanie nravstvennyh cennostnyh orientacij u doshkol'nikov (Forming of Moral Value Orientations by Preschool Children), Kolomna, 2011.
4. Makarova L. N. Teoreticheskie osnovy razvitija individual'nogo stilja pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja vysshej shkoly: Dis. ... d-ra ped. nauk (Theoretical Grounds of Development of Individual Style of Pedagogical Activity of High School: Dissertation), Belgorod, 2000.
5. Popova E. V., Pushkareva T. V. 2012 “Interiorizacija v kontekste problem social'noj determinacii” (Interiorization in Context of Problems of Social Determination), in Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2012, vol. 1, in www.science-education.ru/101-5626.
6. Rozina O. V. 2010 “Vlijanie mirovozzrencheskogo vybora na professional'nuju kompetentnost' pedagoga duhovno-nravstvennoj (pravoslavnoj) kul'tury” (Influence of World View Choice on Professional Competence of Pedagogue of Spiritual-Moral (Orthodox) Culture), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, 2010, vol. 3/18.
7. Rozina O. V. 2007 “Mirovozzrenie i nravstvennost': sravnitel'nyj analiz razlichnyh system” (World View and Morality: Comparative Analysis of Different Systems), in Rozina O. V. (ed.) Duhovnye osnovy russkoj kul'tury: izuchenie i prepodavanie v vysshej i srednej shkole. Sbornik materialov nauchno-prakticheskih i obrazovatel'nyh konferencij, Moscow, 2007, vol. 2.
8. Kozlov V. V., Kondakova A. M. (eds.) Fundamental'noe jadro soderzhanija obshhego obrazovanija: proekt (Fundamental Core of Content of General Education: Project), Moscow, 2009.
9. Shimanskij G. I. Nravstvennyj zakon i sovest' (Moral Law and Consience), Moscow, 2012.

Розина Ольга Владимировна

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Беленцов Сергей Иванович

Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект)

Беленцов С. И. Юношеское самоуправление: укрепление дисциплины или формирование сознательности (исторический аспект) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 40-49
PDF
Статья посвящена рассмотрению проблемы становления юношеского самоуправления в контексте времени.Ее методологическую базу составили принципы историзма, предусматривающего рассмотрение историко-педагогических фактов и явлений в конкретных исторических условиях и с учетом уровня социально-экономического, культурного и политического развития общества; системности, предполагающей изучение социальных и образовательных институтов, структур в их взаимодействии и взаимовлиянии; междисциплинарности, обусловливающей применение концепций смежных наук. Автор рассматривает основные этапы самоуправления юношества.XVI в. — начало формирования самоуправления связывается с именем Валентина Тро-цендорфа, немецкого педагога, который организовал школьную республику. В XVIII в. швейцарский педагог Мартин Планта основал в Швейцарии семинарию, в которой на общих собраниях выбирались основные органы школьной власти. В 1774 г. в Дессау Иоганн Бернхард Базедов разработал воспитательный проект «Филантропин». В 1784 г. Христиан Готгильф Зальцман, один из последователей Базедова, открыл в Шнеп-фентале школу, где также вводились элементы самоуправления. Новшеством в его школе явилась оплата труда учеников, занимавших школьные должности.В XIX в. интересные мысли о развитии ученического самоуправления высказывали французский философ, социолог Шарль Фурье, немецкий философ и общественный деятель Иоганн Готлиб Фихте.Достаточно широко был известен опыт организации самоуправления в американских школах — «система школьных городов» (school-city-sistem).В XX в. элементы самоуправления вводились в школах Швейцарии, Франции, Англии, Соединенных Штатах Америки. В России принципы самоуправления также не вызывали отрицания.
гражданственность, юношеское самоуправление, добровольное исполнение общественных функций, опыт самоуправления, история образования, разумная дисциплина, соблюдение прав личности, педагогический эффект введения самоуправления.
1. Belencov S. I. Vlijanie pedagogicheskih faktorov na grazhdanskuju aktivnost' shkol'nikov v Rossii vtoroj poloviny XIX — nachala XX v. Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk (Influence of Pedagogical Factors on Civil Activity of School Pupils in Russia of Second Half of XIX — Begin of XX Cent. Dissertation Abstract), Kursk, 2007.
2. Zorgenfrej G. G. Samoupravlenie v shkolah (Self-Government in School), Saint-Petersburg, 1912.
3. Krupskaja N. K. 1910–1911 “K voprosu o shkol'nyh sudah” (To Question of School Courts), in Svobodnoe vospitanie, 1910–1911, vol. 10.
4. Krupskaja N. K. Sobranie sochinenij (Collection of Works), Moscow, 1959, vol. 3.
5. Spasskaja K. 1917 “O samoupravlenii uchashhihsja v shkole” (About Self-Government of Pupils in School), in Psihologija i deti, 1917, vol. 5.
6. Ferster F. V. Svoboda voli i nravstvennaja otvetstvennost' (Freedom of Will and Moral Responsibility), Moscow, 1905.
7. Holl St. Social'nye instinkty u detej i uchrezhdenija dlja ih razvitija (Social Instincts by Children and Institutions for Their Development), Saint-Petersburg, 1913.
8. 1913 “Shkol'noe samoupravlenie uchashhihsja” (School Self-Government of Pupils), in Dlja narodnogo uchitelja, 1913, vol. 2.

Беленцов Сергей Иванович

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Лифинцев Дмитрий Валентинович; Анцута Анна Николаевна

Социальная реабилитация в контексте биопcиxоcоциальной модели здоровья

Анцута А. Н. Социальная реабилитация в контексте биопcиxоcоциальной модели здоровья // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 50-60
PDF
В статье рассматривается значение, которое имеет для практики деятельности социальных работников биопсихосоциальная модель здоровья. Проанализированы современные подходы к социальной реабилитации пациентов, основной акцент в которых делается на психологических или социальных аспектах выздоровления. Показано, что начиная с 1980-х гг. в научных исследованиях, посвященных социальной реабилитации и социальным аспектам здоровья, накапливается все больше эмпирических свидетельств в пользу эффективности моделей медицинской и психиатрической помощи. Принципы биопсихосоциального подхода к медицинской помощи, предложенные американским врачом Джорджем Энджелом, предлагают учитывать и использовать для организации этой помощи пациентам комплекс социальных и психологических факторов, которые не принимаются во внимание в рамках понимания болезни как биохимического нарушения. Дальнейшее развитие биопсихосоциального подхода способствовало смещению акцентов в интерпретации проблем физического и психического благополучия человека. В статье проанализированы две тенденции, которые можно обнаружить в развитии биопстхосоциальной модели медицинской помощи. Первая тенденция — это включение в системы данной помощи форм и методов работы, способных повлиять на субъективные репрезентации болезни и сопутствующие ей жизненные обстоятельства в рамках психологического консультирования и психотерапевтического сопровождения лечения. Вторая тенденция — это организация эффективной системы социально-медицинской профилактики и социальной реабилитации за счет влияния на экосистемные факторы жизнедеятельности человека, направленной на снижение уровня жизненного стресса. В статье предлагается вывод, что особую роль в развитии подходов к социальной реабилитации в сфере психического и физического здоровья начинают играть именно методы работы с сетями социальных контактов индивида, способы активации его естественных систем поддержки и создания мультибригадных форматов социальной помощи, важную роль в которых должны играть высококвалифицированные социальные работники.
социальная реабилитация, социальная работа, психическое здоровье, социальные факторы благополучия, биопсихосоциальная модель здоровья, социальное функционирование, социальные сети, социальная поддержка, мультипрофессиональные бригады в системе социальной
1. Frolova Ju. G. Medicinskaja psihologija (Medical Psychology), Minsk, 2011.
2. Berkman L., Glass T., Brissette I., Seeman T. 2000 “From social integration to health: Durkheim in the new millennium”, in Social Science and Medicine, 2000, vol. 51/6, pp. 843—857.
3. Borrell-Garrio Fr., Suchman A. L., Epstein R. M. 2004 “The Biopsychosocial Model 25 Years Later: Principles, Practice, and Scientific Inquiry”, in Annals of Family Medicine, 2004, vol. 2/6, pp. 576—582.
4. Engel G. 1977 “The Need for a New Medical Model: A Challenge for Biomedicine”, in Science, 1977, vol. 196, pp. 129—136.
5. Falloon I., Fadden G. Integrated Mental Health Care, Cambridge, 1993.
6. Kinderman P. 2005 “A psychological model of mental disorder”, in Harvard Review of Psychiatry, 2005, vol. 13, pp. 206—217.
7. Kinderman P., Tai S. 2006 “Clinical Implications of a Psychological Model of Mental Disorder”, in Behavioral and Cognitive Psychotherapy, 2006, vol. 35, pp. 1—14.
8. Kinderman P. 2009 “Understanding and Addressing Psychological and Social Problems: the Mediating Psychological Processes Model”, in International Journal of Social Psychiatry, 2009, vol. 55, p. 464.
9. Marsden P., Friedkin N. 1994 “Network studies of social influence”, in Wasserman S., Galaskiewicz J. (eds.) Advances in social network analysis: Research in the social and behavioral sciences, Thousand Oaks, CA, 1994, pp. 3—26.
10. Uchino B. Social Support and Physical Health: Understanding the Health Consequences of Relationships, New Haven, CT, 2004.

Лифинцев Дмитрий Валентинович


Анцута Анна Николаевна

Склярова Татьяна Владимировна

Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности

Склярова Т. В. Социальный педагог в православной общине: классификация форм и методов профессиональной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 61-66
PDF
В статье охарактеризованы два теоретических подхода к исследованию практики социального воспитания. Первый подход рассматривает интеграцию воспитательных сил общества, второй связан с выявлением проблемных зон педагогической деятельности общества. В русле первого подхода православная педагогическая традиция рассматривает единство и взаимосвязь социального, семейного и религиозного воспитания. Социальная педагогика в православной общине изучает пути и возможности интеграции воспитательных сил семьи, религиозной общины и общества. Автором статьи выявлена и названа главная цель деятельности социального педагога в общине — введение членов общины в церковный уклад жизни. Взаимодействие социального педагога с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями верующих граждан, помощь в эффективной социализации членов общины, их социальная поддержка, религиозное воспитание и социализация помогают достижению названной цели. Классификация форм и методов деятельности социального педагога в православной общине отражает его общие и особенные функции. К общим относятся все функции социального педагога — организаторская, посредническая, коммуникативная, предупредительно-профилактическая, охранно-защитная, диагностическая, прогностическая, коррекционно-реабилитационная, воспитательная. К особенным относятся такие функции социального педагога в православной общине, как социальнокаритативная (милосердная) и миссионерско-катехизаторская. Названные функции определяют совокупность методов и технологий профессиональной деятельности социального педагога в православном приходе, на усвоение которых должна быть направлена его профессиональная подготовка. Все многообразие методов и технологий распределено на пять направлений — коммуникативное, юридическое, исследовательское, социальнопедагогическое и конфессиональное. Названные направления дают ориентиры для привлечения специалистов из разных отраслей научной и профессиональной деятельности к подготовке социальных педагогов к работе в православной общине.
социальное воспитание, социальная педагогика, православная община; функции, методы и технологии работы социального педагога в религиозной общине
1. Mudrik A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku (Introduction to Social Pedagogics), Moscow, Voronezh, 1997.
2. Mudrik A. V. Vvedenie v social'nuju pedagogiku (Introduction to Social Pedagogics), Moscow, 2009.
3. Natorp Paul'. Social'naja pedagogika. Teorija vospitanija voli na osnove obshhnosti (Social Pedagogics. Theory of Education of Will on Basic of Community), Saint-Petersburg, 1911.
4. Patriarh Moskovskij i vseja Rusi Kirill. Pravoslavnyj prihod vnov' dolzhen stat' centrom social'noj zhizni. Rech' na zakrytii Olimpiady shkol'nikov po Osnovam pravoslavnoj kul'tury 15.04.2010 (Orthodox Parish Must Become Again to Center of Social Life. Speech of Closing of School Contest for Grounds of Orthodox Culture 15.04.2010), in http://www.otechestvo.org.ua/main/20104/1540.htm.
5. Skljarova T. V. Idei social'nogo vospitanija v rabotah russkih religioznyh myslitelej (Ideas of Social Education in Works of Russian Religious Thinkers), in http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=33.
6. Galaguzova M. A. (ed.) Social'naja pedagogika: kurs lekcij. Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij (Social Pedagogics: Lecture Course. Textbook for Students), Moscow, 2003.

Склярова Татьяна Владимировна

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Макаров Михаил Иванович

Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XI X — начала XX в.

Макаров М. И. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XI X — начала XX в. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 67-77
PDF
Цель статьи — рассмотреть в теоретико-методологическом и историко-педагогическом ключе трактовки категории «добродетельная жизнь» в отечественной религиознопедагогической литературе второй половины XIX — начала XX в. Особое внимание в статье отводится рассмотрению роли и места христианского исповедания в деле становления человека на путь добродетельной жизни, зиждущейся на универсальных ценностях Добра, Истины и Красоты. Методологическую основу исследования составила концепция целостности всемирного историко-педагогического процесса, а также цивилизационный, антропологический, генетический, герменевтический, науковедческий и социально-конструкционистский подходы. Предлагаемые автором подходы и выводы отличаются научной новизной, которая обнаруживается в выявлении и характеристике педагогического аспекта категории «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в., в обосновании специфики этико-педагогического понимания данной категории с позиций онтологии, что расширяет научные представления о методологических основаниях педагогики. В статье делается вывод о том, что на содержание трактовок категории «добродетельная жизнь», представленной в отечественной религиозно-педагогической литературе второй половины XIX — начала XX в., сильное воздействие оказывала православная этическая традиция, связанная с ведением человеком социально одобряемой добродетельной жизни. Категория «добродетельная жизнь» в отечественной религиозно-педагогической литерату ре второй половины XIX — начала XX в. предстает в качестве понятия, определяющего ме рило истинности педагогических взглядов и верности воспитательной практики, поэтому данную категорию этого периода следует рассматривать как конкретное, тесно связанное с общественными и духовными процессами, явление педагогической культуры. Результаты исследования могут быть применены в области теории и истории педагогики и философии образования.
категория «добродетельная жизнь», этико-педагогические представления о добродетельной жизни, отечественная религиозно-педагогическая литература, православная этическая традиция.

Макаров Михаил Иванович

Рамазанова Джамиля Нуровна

Славяно-греко-латинский букварь Федора Поликарпова (1701 г.): история создания и источники

Рамазанова Д. Н. Славяно-греко-латинский букварь Федора Поликарпова (1701 г.): история создания и источники // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 78-88
PDF
Статья посвящена источниковедческому исследованию славяно-греко-латинского Букваря Федора Поликарпова, напечатанном на Московском Печатном дворе в 1701 г. В этом уникальном издании впервые в истории образования продемонстрировано намерение предложить учащимся основы не одного, а сразу трех языков: славянского, греческого и латинского. Для реализации этого проекта потребовалось использовать несколько шрифтов, что было абсолютно новым явлением для московской книжной печатной культуры. На основе документов Приказа Книгопечатного дела удалось проследить историю издания Букваря Федора Поликарпова: какие закупались материалы, кто отливал греческие и латинские шрифты для печатания книги и др. Важной частью исследования является попытка выявить источники Букваря, для чего использовались как предшествующие издания различных букварей, так и рукописный вариант, послуживший основой для издания. Благодаря этому удалось заключить, что источниками Букваря, кроме известных печатных букварей Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Лаврентия Зизания, были также некий переводной букварь и киевский елементарь. Помимо этого Федор Поликарпов явно использовал в работе над Букварем книгу известного чешского педагога Яна Амоса Коменского Janua linguarum reserata (Данциг, 1643). В статье проанализированы педагогические принципы, которым следовал Поликарпов в изложении материала. Также автором статьи выявлено около 70 экземпляров Букваря (многие из которых исследованы de visu), находящихся в различных хранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Казани, Перми, Томска, Ярославля, Архангельска, Екатеринбурга, Череповца, Хабаровска, Харькова, Чернигова, Одессы, Львова, Варшавы. В исследовании делается вывод 0 том, что к моменту выхода в свет труда Федора Поликарпова изучение иностранных языков в Москве уже постепенно входило в жизнь части общества и сформировалась достаточно подготовленная аудитория, способная воспользоваться этой книгой. В XIX в. Букварь, по-видимому, уже перестал играть роль книги для начального обучения, а стал объектом интереса библиофилов и ученых.
букварь, Федор Поликарпов, Московский Печатный двор, педагогическая традиция, источники.
1. Afanas'eva T. A. 1979 “Izdanie azbuk i bukvarej kirillicheskoj pechati v XVIII veke” (Edition of Alphabets of Cyrillic Print in XVIII Century), in Iz istorii rukopisnyh i staropechatnyh sobranij (Issledovanija. Obzory. Publikacii). Sbornik nauchnyh trudov, Leningrad, 1979.
2. Afanas'eva T. A. Katalog izdanij kirillovskoj pechati Moskovskoj tipografii XVIII veka (Catalogue of Editions of Cyrillic Print of Moscow Typography), Leningrad, 1986, vol. 1 (1701-1750s Years).
3. Botvinnik M. Otkuda est' poshel Bukvar' (Where from Came Alphabet), Minsk, 1983.
4. Bykova T. A., Gurevich M. M. Opisanie izdanij, napechatannyh kirillicej. 1689 — janvar' 1725 g. (Description of Editions, Printed with Cyrillic Alphabet. 1689 — January of 1725), Moscow, Leningrad, 1958.
5. Gadalova G. S., Perelevskaja E. V., Cvetkova T. V. Kirillicheskie izdanija v hranilishhah Tverskoj zemli (Cyrillic Editions in Storages of Tverskaja Region), Tver', 2002.
6. Galanin D. D. Leontij Filippovich Magnickij i ego arifmetika (Leontij Filippovich Magnickij and His Arithmetic), Moscow, 1914.
7. Germasheva F. V. 1966 “Knigi, napechatannye pri Petre, v fonde nauchnoj biblioteki SGU (Katalog)” (Books, Printed by Petr, in Fond of Scientific Library of SSU (Catalogue)), in Redkie knigi nauchnoj biblioteki SGU, Saratov, 1966, vol. 47/2, pp. 19-20.
8. Veselova L. F., Ermolaeva N. V. (eds.) Katalog russkih knig pervoj chetverti XVIII v., hranjashhihsja v Nauchnoj biblioteke im. N. I. Lobachevskogo (Catalogue of Russian Books of the First Quarter of XVIII Cent., Holding in N. I. Lobachevskij Scientific Library), Kazan', 1989, vol. 40–41.
9. Borisenko N. A., Gol'cova N. V., Mudrova N. A., Pochinskaja I. V. (eds.) Katalog staropechatnyh i rukopisnyh knig Drevlehranilishha laboratorii arheograficheskih issledovanij Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta (Catalogue of Old Print and Manuscript Books of Ancients Storage of Laboratory of Archaeographical Studies of Uralskij State University), Ekaterinburg, 1998, vol. 501/5.
10. Pozdeeva I. V. (ed.) Kirillicheskie izdanija XVIII v. v hranilishhah Permskogo kraja: Katalog (Cyrillic Editions of XVIII Cent. in Storages of Permskij Region: Region), Perm', 2008.
11. Kalinina L. P., Mashkina V. A. (eds.) Knigi petrovskoj jepohi Central'noj nauchnoj biblioteki Har'kovskogo universiteta (Books of Petr’s Epoch of Central Scientific Library of Har’kov University), Har'kov, 1972, vol. 35.
12. Sedova G. E., Lihacheva N. P. (eds.) Knizhnye pamjatniki iz fondov Arhangel'skoj oblastnoj nauchnoj biblioteki imeni N. A. Dobroljubova: Katalog (Book Memorials from Funds of Scientific N. A. Dobroljubov Library of Arhangel’skaja Region: Catalogue), Arhangel'sk, 2007, vol. 84.
13. Lobanov V. V. Slavjanskie knigi kirillovskoj pechati XVI-XVIII vv. (Slavic Books of Cyrillic Print of XVI–XVIII Cent.), Tomsk, 1975, vol. 70.
14. Luk'janov V. V. Kollekcija knig kirillovskoj pechati XVI-XVIII vv. Gosudarstvennogo arhiva Jaroslavskoj oblasti (Collection of Books of Cyrillic Print of XVI–XVIII Cent. of State Archive of Jaroslavskaja Region), Jaroslavl', 1986, vol. 64/53.
15. Amosov A. A. (ed.) Pamjatniki pis'mennosti v muzejah Vologodskoj oblasti: katalog-putevoditel' (Memorials of Literature in Museums of Vologodskaja Region: Catalogue-Guide), Vologda, 1983, vol. 82/2/1: Knigi kirillicheskoj pechati (1564-1825 gg.) (Books of Cyrillic Print (1564–1825)).
16. Petrov S. O., Birjuk Ja. D., Zolotar' T. P. (eds.) Slavjanskie knigi kirillovskoj pechati XV-XVIII veka (Slavic Books of Cyrillic Print of XV–XVIII Centuries), Kiev, 1958, vol. 372.
17. Chuma A. A. Jan Amos Komenskij i russkaja shkola (do 70-h godov XVIII v. sozdavalis' vse novye srednie i vysshie uchebnye zavedenija) (Jan Amos Komenskij and Russian School (before 1770s Years Were Created All Middle and High Schools)), Bratislava, 1970.
18. Shustova Ju. Je. 2010 “Azbuka v pechatnyh kirillicheskih Bukvarjah juzhnoslavjanskoj i vostochnoslavjanskoj tradicii v XVI — nachale XVIII v.” (Alphabet in Printed Cyrillic Alphabets of South and East Slavic Tradition in XVI — Begin of XVIII Cent.), in Ocherki feodal'noj Rossii, Moscow, Saint-Petersburg, 2010, vol. 14, pp. 402-495.
19. Polovnikova S. O., Sitij I. M. (eds.) Kolekcia kirilichnih starodruiv iz zibrannja Chernivs'kogo jutorichnogo muzeju im. V. V. Tarnavs'kogo. Katalog (Collection of Cyrillic Old Print from Collection of Chernigov V. V. Tarnavs'kij Museum. Catalogue), Kiiv, 1998, vol. 128.
20. Bragone M.-C. Alfavitar radi ucenija malych detej (Alphabet for Teaching of Little Children). Un abbecedario nella Russia del Seicento, Firence, 2008.
21. Cleminson R. 1988 “East Slavonic Primers to 1700”, in Australian Slavonic and East European Studies, 1988, vol. 2/1, pp. 1-27.
22. Marker G. J. 1989 “Primers and Literacy in Muscovy: a Taxonomic Investigation”, in The Russian Review, 1989, vol. 48, pp. 1-19.
23. Zurawinska Z., Jaroszewicz-Pierestawcew Z. Katalog drukow cyrylickich XV-XVIII wieku w zbiorach Biblioteki Narodowej (Catalogue of Cyrillic Print of XV–XVIII Centuries in Collections of Public Library), Warszawa, 2004, vol. 188, pp. 173-174.

Рамазанова Джамиля Нуровна

Урбанович Любовь Николаевна

М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания

Урбанович Л. Н. М. М. Манасеина о цели и назначении воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 89-101
PDF
В статье на основе сочинения Марии Михайловны Манасеиной «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» рассматривается одна из главных и трудных педагогических проблем — проблема определения цели воспитания. М. М. Манасеина анализирует различные мнения, взгляды на цель воспитания, представленные в философско-педагогической литературе, и приходит к выводу о необходимости пересмотреть сам подход к целеполаганию. Отмечая и обосновывая с позиции научных данных в области медицины, психологии, социологии, педагогики несостоятельность «идейных» и «индивидуалистических» определений, Манасеина предлагает в качестве цели воспитания подготовку ребенка к предстоящей ему борьбе с самим собой и с окружающим его миром. Взгляд на природу ребенка, которая вследствие грехопадения прародителей подвержена греху и потому имеет дурные, злые эгоистические наклонности, а также положение человека «среди людей» побудило ученого к постановке данной цели воспитания. Особый интерес и ценность представляет утверждение М. М. Манасеиной, что для психического здоровья человека необходима борьба с грехом, с собственным эгоизмом через приобщение к высоким идеалам христианской религии и этики. А вера и религия определяются как важные и непременные условия развития и совершенствования и каждого отдельного человека, и всего человечества. Отсюда достаточно требовательные отношения М. М. Манасеиной к профессионализму каждого воспитателя. Сегодня, когда при определении цели воспитания важно сообразовываться с национальными духовными ценностями, концепция религиозного воспитания М. М. Манасеиной представляет интерес для теории и педагогической практики.
педагогическая концепция М. М. Манасеиной, религиозное воспитание, основы воспитания, природа ребенка, альтруистические и эгоистические цели воспитания, подготовка к борьбе, христианские идеалы, вера, религия
1. Pidkasistyj P. I. (ed.) Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej (Pedagogics: Textbook for Pedagogic Students), Moscow, 1998.
2. Pirogov N. I. Voprosy zhizni (Life Questions), in http://nayanaworld.com/publ/voprosy_zhizni/1-1-0-120 (Date: 23.08.2013)
3. Podlasyj I. P. Pedagogika: Uchebnoe posobie (Pedagogics: Textbook), Moscow, 2000, vol. 1.
4. Stoljarov A. A. 1991 “Avgustin. Zhizn'. Uchenie” (Augustine. Life. Teaching), in Avrelij Avgustin. Ispoved', Moscow, 1991.
5. Trubeckoj E. N. Smysl zhizni (Sense of Life), Moscow, 1994.
6. Ushinskij K. D. 1948–1952 “Pedagogicheskie sochinenija Pirogova” (Pedagogical Works of Pirogov), in Sobr. soch., Moscow, Leningrad, 1948–1952, vol. 3.
7. Shhurkova N. E. Obraz zhizni, dostojnoj Cheloveka, i ego formirovanie u shkol'nika (Metodicheskoe posobie dlja pedagogov shkoly) (Mode of Life, Worth for Human, and Its Forming by a School Pupile), Smolensk, 1995.

Урбанович Любовь Николаевна

Прокофьева Елена Анатольевна; Чмелева Елена Викторовна

Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей

Чмелева Е. В. Взгляды Н. И. Пирогова на воспитание детей // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 102-112
PDF
В статье анализируются некоторые из педагогических идей знаменитого хирурга, педагога, попечителя Киевского и Одесского учебного округов Н. И. Пирогова, высказанные им в его педагогических сочинениях: взгляд на раннюю специализацию детей, отношение к наказаниям вообще и физическим наказаниям в частности, рассуждение о нравственном принципе в воспитании, изучение природы детей и другие. Мысли, высказанные Пироговым в работах, рассматриваемых в данной статье, логически продолжают педагогическую теорию, изложенную им в одном из своих фундаментальных и программных произведений «Вопросы жизни». Цель русской педагогики и русской школы есть воспитание Человека, умеющего подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной. Занимаясь школьными проблемами на практике в качестве попечителя учебных округов, Н. И. Пирогов выступил категорическим противником применения телесных наказаний, справедливо полагая, что страх перед ними унижает ученика, принуждает его не отвечать за свои поступки, а лгать и изворачиваться, что наносит воспитанию Человека в человеке огромный вред. Точно так же достижению главной цели педагогики не способствует и ранняя специализация школьников, т. к. она нацелена, прежде всего, на карьерные достижения и вредит духовному развитию. Пирогов одним из первых высказывает мысль, которую надо бы помнить и сегодня: юность требует к себе уважительного, бережного и чуткого отношения, каждый ученик индивидуален, и задача учителя — понять его индивидуальность. Педагогическое наследие Н. И. Пирогова не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.
педагогическая система Н. И. Пирогова, ранняя специализация, нравственное воспитание, индивидуальность ребенка, проблема наказаний, средства воспитания, личность воспитателя, педагогический совет

Прокофьева Елена Анатольевна


Чмелева Елена Викторовна

Саввина Ольга Алексеевна

Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей Московского учебного округа

Саввина О. А. Новые источники для составления жизнеописаний законоучителей Московского учебного округа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 113-119
PDF
В статье рассматриваются источники по истории народного просвещения, хранящиеся в Центральном государственном архиве Москвы и касающиеся преподавания Закона Божиего в дореволюционной школе. На материале исследований и мемуаров показано, что опыт преподавания этого предмета не был исключительно негативным, как это представляла историография советского периода. Сделан обзор фондов Центрального государственного архива Москвы, литературы и электронных ресурсов по рассматриваемой теме; отмечено, что данные материалы важны не только с точки зрения восстановления исторической объективности, но и с позиции перспектив использования их в современной педагогической практике (например, в процессе преподавания факультативного курса «Основ православной культуры»), ведь именно законоучителю в дореволюционной школе принадлежала главная роль в религиозно-нравственном воспитании учащихся. Приведены краткие сведения о законоучителях, репрессированных в годы советской власти. Сделан вывод о том, что изучение обнаруженных архивных документов позволит восстановить немало биографических фактов о законоучителях, служивших в Московском учебном округе в дореволюционное время.
Закон Божий, дореволюционная школа, религиознонравственное воспитание, биографии законоучителей, Центральный государственный архив Москвы, история образования в Московском учебном округе, источники о житиях святых новомучеников
1. Za Hrista postradavshie: Gonenija na Russkuju Pravoslavnuju Cerkov' v 1917-1956: Biograficheskij spravochnik (Victims for Christ: Persecutions for Russian Orthodox Church in 1917–1956: Biographical Reference), Moscow, 1997, vol. 1: A-K.
2. Puhal'skaja M. F. Prepodavanie Zakona Bozhija v gimnazijah i real'nyh uchilishhah Belarusi v nachale XX veka (1900-1917 gg.) (Teaching of God Law in Gymnasiums and Real Schools of Belarus’ in Begin of XX Century (1900–1917)), in http://churchby.info/rus/525/ (Date: 26.06.2013).
3. Savvina O. A. 2012 “Formuljarnye spiski pedagogov-matematikov Moskovskogo uchebnogo okruga v fondah Central'nogo istoricheskogo arhiva Moskvy” (Formulary Lists of Pedagogues-Mathematicians of Moscow Teaching District in Funds of Central Historical Archive of Moscow), in Vestnik Eleckogo gosudarstvennogo universiteta im. I. A. Bunina, Serija «Pedagogika» (Istorija i teorija matematicheskogo obrazovanija), Elec, 2012, vol. 32, pp. 58-67.
4. Sinel'nikov S. P. 2011 “Ocenki lichnosti i dejatel'nosti zakonouchitelja dorevoljucionnoj shkoly v sovetskoj i postsovetskoj istoriografii” (Estimations of Person and Activity of Religion Teacher of Pre-Revolutionary School in Soviet and Postsoviet Historiography), in Rol' lichnosti v istorii: real'nost' i problemy izuchenija: nauch. sb. (po materialam 1-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii), Minsk, 2011, pp. 119-125.
5. Suhova N. Ju. 2007 “K voprosu o pedagogicheskoj podgotovke vypusknikov vysshej duhovnoj shkoly v kontekste reform XVIII-XX vv.“ (To Question of Pedagogical Training of Graduates of High Spiritual School in Context of Reforms of XVIII–XX Cent.), in Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija 4. Pedagogika. Psihologija, 2007, vol. 6, pp. 70-91.
6. Fidchenko O. V. 2007 “Arhivnye dannye o zakonouchiteljah Moskovskogo uchebnogo okruga XIX — nachala XX v.“ (Archive Data about Religion Teachers of Moscow Teaching District of XIX — Begin of XX Cent.), in Pravoslavnaja kul'tura v Rossii: proshloe i nastojashhee: po materialam Vtoryh Svjato-Filaretovskih chtenij, Moscow, 2007, pp. 79-87.
7. Bahrushin Ju. A. Vospominanija (Memoires), Moscow, 1994.

Саввина Ольга Алексеевна

ПСИХОЛОГИЯ

Егоров Илья Владимирович

Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического ВУЗа

Егоров И. В. Исследование представлений студентов об образе преподавателя педагогического ВУЗа // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 123-134
PDF
В статье описываются и анализируются результаты исследования восприятия студентами образа преподавателя педагогического ВУЗа. Выделяются основные составляющие этого образа: индивидуально-личностная, профессиональная и социальная, а также подробно изучается динамика изменений составляющих образа преподавателя педагогического вуза от первого к пятому курсу. Методологической основой исследования является социально-перцептивный подход к исследованию межличностных отношений. Результаты эмпирического исследования показали, что в процессе обучения студентов в вузе, их представления об образе педагога вуза претерпевают определенные изменения. У студентов каждого курса существуют дифференцированные показатели образа преподавателя, влияющие на оценку педагогов. Наиболее подвержены динамике такие характеристики образа педагога, как авторитарность, дружелюбие и альтруизм. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: анкетирование, контент-анализ документов, опросник Т. Лири (модификация А. А. Реана, Я. Л. Коломинского), ранжирование личностных качеств.
межличностные отношения, восприятие и понимание человека человеком, социальная перцепция, представления студентов о педагоге высшей школы, образ педагога высшей школы, личностные особенности, идеальный образ, реальный образ
1. Bodalev A. A. Lichnost' i obshhenie (Person and Contact), Moscow, 1995.
2. Busygina T. A. 2003 “Imidzh prepodavatelja vuza” (Image of High School Teacher), in Professor-professija: teorija proektirovanija obrazovanija prepodavatelja vuza, Samara, 2003.
3. Egorov I. V. 2006 “Osnovanija i principy sozdanija tehniki «tablica perevoda faz MMPI (minnesotskogo mnogofazovogo lichnostnogo perechnja) v social'no-psihologicheskie kachestva lichnosti” (Grounds and Principles of Creating of Technic of “Table of Transfer of Minnesota Multiphasic Personality Inventory in Social-Psychological Qualities of Person”), in Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, 2006, vol. 5, pp. 128–136.
4. Kaljuzhnyj A. A. Social'no-psihologicheskie osnovy imidzha uchitelja: dis. ... d-ra psihol. nauk (Social-Psychological Grounds of Teacher’s Image: Dissertation), Jaroslavl', 2007.
5. Kukosjan O. G. 1979 “O nekotoryh osobennostjah poznanija studentami prepodavatelja” (About Some Features of Perception of Teacher by Students), in Teoreticheskie i prikladnye problemy psihologii poznanija ljud'mi drug druga, Moscow, 1979, pp. 142-154.
6. Petrova E. A. Imidzhelogija: izbrannye trudy (monografija) (Imageology: Selected Works (Monography)), Moscow, 2011.
7. Rean A. A., Kolominskij Ja. L. Social'naja pedagogicheskaja psihologija (Social Pedagogic Psychology), Saint-Petersburg, 2000.
8. Surzhin V. V. 2013 “Psihologo-pedagogicheskoe issledovanie osobennostej imidzha pedagoga vysshej shkoly” (Psychological-Pedagogical Study of Features of Image of Teacher of High School), in Egorov I. V., Filonov L. B. (eds.) Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy psihologo-pedagogicheskoj antropologii»: Sbornik nauchnyh statej, Moscow, 2013, vol. 3, pp. 103-112.
9. Chertykova I. P. Predstavlenija studentov ob imidzhe prepodavatelja vuza: dis. ... kand. psihol. nauk (Concepts of Students about Image of High School Teacher: Dissertation), Moscow, 2002.

Егоров Илья Владимирович

РЕЦЕНЗИИ

Исаев Евгений Иванович

Рец. на кн.: Егоров Г. В., Меланина Т. В. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в профессиональном образовании: теория и практика. М., 2013.

Исаев Е. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 4 (31). С. 137-138 — Рец. на кн.: Егоров Г. В., Меланина Т. В. Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в профессиональном образовании: теория и практика. М., 2013.
PDF

Исаев Евгений Иванович