/

Вестник ПСТГУ . Серия IV: Педагогика. Психология

Вестник ПСТГУ IV :2 (29)

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

ПЕДАГОГИКА

Потаповская Ольга Михайловна

Результаты реализации в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции

Потаповская О. М. Результаты реализации в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной социокультурной традиции // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 7-35
PDF
Статья продолжает цикл публикаций по проблемам духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Вниманию читателей представлен анализ результатов реализации в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и регионов модели духовно-нравственного воспитания на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции.
духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста, диагностика социокультурного развития участников образовательного процесса
1. Metlik I. V., Galickaja I. A. 2009 “Ponjatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike“ (Idea of “Spiritual-Moral Education” in Modern Pedagogical Theory and Practic), in Pedagogika, 2009, vol. 10, pp. 36—46.
2. Potapovskaja O. M. 2012 “Istoriko-pedagogicheskaja retrospektiva razvitija teorii duhovno- nravstvennogo vospitanija detej doshkol'nogo vozrasta” (Historical-Pedagogical Retrospective of Development of Theory of Spiritual-Moral Education of Children of Preschool Age), in Vestnik PSTGU. Serija «Pedagogika. Psihologija», 2012, vol. 3, pp. 43-67.
3. Potapovskaja O. M. 2012 “Osobennosti realizacii duhovno-nravstvennogo vospitanija detej v sovremennoj praktike doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij” (Features of Realization of Spiritual-Moral Education of Children in Modern Practice of Preschool Educational Institutions), in Vestnik PSTGU. Serija «Pedagogika. Psihologija», 2012, vol. 4, pp. 64-83.
4. Potapovskaja O. M. 2013 “Modelirovanie duhovno-nravstvennogo vospitanija detej v doshkol'nom obazovatel'nom uchrezhdenii na osnove cennostnyh dominant otechestvennoj sociokul'turnoj tradicii” (Modelling of Spiritual-Moral Education of Children in a Preschool Educational Institution on Basis of Value Dominants of Russian Socio-Cultural Tradition), in Vestnik PSTGU. Serija «Pedagogika. Psihologija», 2013, vol. 1, pp. 27-50.
5. Tvardovskaja N. Ju., Puchkova Ju. M. 2002 “Sociokul'turnyj trening — unikal'naja pedagogicheskaja tehnologija»” (Social-Cultural Training — Unique Pedagogical Technology), in Istokovedenie, Moscow, 2002, vol. 2, pp. 35-41.
6. Potapovskaja O. M. Samye glavnye prazdniki: Scenarii utrennikov i konspekty prazdnichnyh zanjatij dlja detej doshkol'nogo vozrasta (Main Feasts: Scenarios of Morning Feasts and Conspects of Feast Lessons for Children of Preschool Age), Moscow, 2004.
7. Platon (Igumnov), arhimandrit. Nravstvennoe bogoslovie (Moral Theology), Svjato-Troickaja Sergieva Lavra, 1994.

Потаповская Ольга Михайловна

Розина Ольга Владимировна

Роль критического мышления и рефлексивной культуры учителей в подготовке к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников.

Розина О. В. Роль критического мышления и рефлексивной культуры учителей в подготовке к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 36-46
PDF
В статье рассматривается не ставшая еще предметом специального научного исследования проблема формирования критического мышления в последипломном образовании учителей при их подготовке к духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе религиозных (православных) ценностей. Автор анализирует пути ее решения, обращает внимание на специфику использования традиционных педагогических технологий при работе во взрослой аудитории и делает вывод о том, что именно развитие критического мышления и рефлексивной культуры учителей является необходимым компонентом в их подготовке к преподаванию православной культуры и духовно-нравственному воспитанию школьников.
критическое мышление, рефлексивно-оценочная деятельность, православная культура, духовно-нравственное воспитание, мировоззрение, последипломное образование
1. Piazhe Zh. Izbrannye psihologicheskie trudy (Selected Psychological Works), Moscow, 1969.
2. Bruner Dzh. Psihologija poznanija: Za predelami neposredstvennoj informacii (Psychology of Perception: Beyond of Direct Information), Moscow, 1977.
3. Braus Dzh. A., Vud D. Invajromental'noe obrazovanie v shkolah (Environmental Education in Schools), Saint-Petersburg, 1994.
4. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij (Collection of Works), Moscow, 1983.
5. Popkov V. A., Korzhuev A. V. Kriticheskij stil' myshlenija u sub’ektov vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Style of Thinking by Subjects of High Professional Education), Moscow, 2002.
6. Popkov V. A., Korzhuev A. V., Rjazanova E. L. Kriticheskoe myshlenie v kontekste zadach vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Thinking in Context of Objectives of High Professional Education), Moscow, 2001.
7. Bizjaeva A. A. Psihologija dumajushhego uchitelja: pedagogicheskaja refleksija (Psycholohy of Thinking Teacher: Pedagogical Reflexion), Pskov, 2001.
8. D'jui D. Psihologija i pedagogika myshlenija (Psychology and Pedagogics of Thinking), Moscow, 1997.
9. Rozina O. V. 2010 “Vlijanie mirovozzrencheskogo vybora na professional'nuju kompetentnost' pedagoga duhovno-nravstvennoj (pravoslavnoj) kul'tury” (Influence of World View Choice on Professional Competence of Pedagogue), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2010, vol. 3/18, pp. 31-40.
10. Tkach E. N. Social'naja refleksija uchitelja kak uslovie i sredstvo ego professional'nogo samorazvitija: Dis. ... kand. psihol. nauk (Social Reflexion of Teacher as Condition and Means of His Professional Self-Development: Dissertation), Habarovsk, 2000.
11. Popkov V. A., Korzhuev A. V. Kriticheskij stil' myshlenija u sub#ektov vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Style of Thinking by Subjects of High Professional Education), Moscow, 2002.
12. Daniljuk A. Ja., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshhego obrazovanija: proekt (Concept of Spiritual-Moral Development and Education of Person of Russian Citizen in Sphere of General Education: Project), Moscow, 2009.
13. Vul'fov B. Z., Har'kin V. N. Pedagogika refleksii (Pedagogics of Reflexion), Moscow, 1996.
14. Lektorskij V. A. Sub‘ekt. Ob‘ekt. Poznanie (Subject. Object. Perception), Moscow, 1980.
15. Filosofskij slovar' (Philosophical Dictionary), Moscow, 1989.
16. Rozina O. V., Jangicher V. V. 2012 “Komp'juternye tehnologii v formirovanii professional'nyh kompetencij uchitelej i duhovno-nravstvennom vospitanii uchashhihsja na osnove cennostej pravoslavnoj kul'tury” (Computer Technologies in Forming of Professional Competences of Teachers in Spiritual-Moral of Pupils on Basis of Values of Orthodox Culture), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2012, vol. 4/27, pp. 13-24.
17. Popkov V. A., Korzhuev A. V., Rjazanova E. L. Kriticheskoe myshlenie v kontekste zadach vysshego professional'nogo obrazovanija (Critical Thinking on Context of Means of High Professional Education), Moscow, 2001.
18. Selivanov Ju. R. 1998 “Dva metoda fenomenologicheskogo issledovanija” (Two Methods of Phenomenological Study), in Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosofija, 1998, vol. 1.

Розина Ольга Владимировна

Беленчук Лариса Николаевна

Задачи и основные проблемы современных историко-педагогических исследований

Беленчук Л. Н. Задачи и основные проблемы современных историко-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 47-56
PDF
Статья посвящена актуальным вопросам истории педагогики, методологии изучения этой дисциплины.
история педагогики, П. Ф. Каптерев, образование, методология, источники по истории педагогики
Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija (Selected Pedagogical Works), Moscow, 1985.
Medynskij E. N. Istorija russkoj pedagogiki do Velikoj Oktjabr'skoj socialisticheskoj revoljucii (History of Russian Pedagogics till Great October Socialistic Revolution), Moscow, 1938.
Leont'ev K. N. Vostok, Rossija i slavjanstvo (East, Russia and Slavs), Moscow, 1885, vol. 1.
Gogol' N. V. Izbrannoe (Selected Works), Moscow, 1999.
Aleksej Stepanovich Homjakov: Ego zhizn' i sochinenija. Prilozhenija: Sbornik materialov dlja istorii prosveshhenija v Rossii (Aleksej Stepanovich Homjakov: His Life and Works. Appendices: Collection of Materials for History of Enlightenment), Moscow, 1897.
Kozhinov V. V. Prorok v svoem Otechestve (F. I. Tjutchev i istorija Rossii XIX veka) (Prophet in His Own Country (F. I. Tjutchev and Russian History of XIX Century)), Moscow, 2001.
Pobedonoscev K. P. Sochinenija (Works), Saint-Petersburg, 1996.
Chaadaev P. Ja. Filosoficheskie pis'ma (Philosophical Letters), Moscow, 2006.


Беленчук Лариса Николаевна

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Подготовка учителей религиозной культуры и светской этики в системе современного отечественного педагогического образования

Дивногорцева С. Ю. Подготовка учителей религиозной культуры и светской этики в системе современного отечественного педагогического образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 57-68
PDF
Введение в 2012 г. в российские школы предмета «Основы религиозных культур и светской этики» актуализировало проблему подготовки соответствующих педагогических кадров. В статье описан накопленный в отечественном образовательном пространстве за последние двадцать лет опыт подготовки учителей православной культуры, приведены данные об имеющихся на сегодняшний день формах подготовки учителей религиозной культуры и этики, обозначены перспективы обучения педагогов.
религиозная культура и светская этика, подготовка педагогов, образовательная программа
1. Daniljuk A. Ja. Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii (Concept of Spiritual-Moral Development and Education of Person of Russian Citizen), Moscow, 2009.
2. Janushkjavichene O. L. 2004 “O vozrastnyh osobennostjah detej i metodike prepodavanija Osnov pravoslavnoj kul'tury” (About Age-Related Features of Children and Methodic of Teaching of Basics of Orthodox Culture), in Obrazovanie, 2004, vol. 9, pp. 9-17.
3. Rozina O. V. 2011 “Kljuchevye i predmetnye kompetencii v mirovozzrenii i samosoznanii prepodavatelej «pravoslavnoj kul'tury»” (Key and Subject Competences in World View and Consciousness of Teachers of “Orthodox Culture”), in Vestnik PSTGU. Serija: Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2011, vol. 3/22, pp. 10—11.

Дивногорцева Светлана Юрьевна

Никитченков Алексей Юрьевич

Фольклор в российской начальной школе на рубеже XX–XXI вв

Никитченков А. Ю. Фольклор в российской начальной школе на рубеже XX–XXI вв // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 69-83
PDF
В настоящей статье вопросы преподавания фольклора в начальной школе рассматриваются в рамках напряженного исторического отрезка, когда отечественное образование после окончательного распада СССР подвергается существенному реформированию. Использование фольклора как учебного материала начинает осуществляться с учетом достижений современной фольклористики, специфики субкультуры детства и психологических особенностей младшего школьника, принципиальной взаимосвязи детской литературы и фольклора. Развитие методики преподавания фольклора находит отражение в учебниках по литературному чтению, изменяя их содержание, структуру, специфику методического аппарата.
начальная школа, начальное образование, методика литературного чтения, литературное образование, фольклор
1. Troickaja T. S. Narodnaja hudozhestvennaja slovesnost' v detskoj povsednevnoj zhizni i v obrazovanii: Uchebnoe posobie dlja studentov fakul'tetov nachal'nyh klassov i filologicheskih fakul'tetov (Folk Fiction Literature in Children Day-to-Day Life and Education: Textbook for Students of Preschool and Philology Faculties), Barnaul, 2003.
2. Strel'cova L. E., Tamarchenko N. D. 1997 “Azbuka slovesnogo iskusstva: Programma po literaturnomu obrazovaniju” (Alphabet of Word Art: Program for Literary Education), in Nachal'naja shkola, 1997, vol. 8, pp. 9-29.
3. Troickaja T. S., Petuhova O. E. Vzroslym po sekretu: Metodicheskoe posobie dlja uchitelej i roditelej (To Adults in Secret: Methodological Textbook for Teachers and Parents), Novosibirsk, Moscow, 1999.
4. Troickaja T. S. Literaturnoe obrazovanie mladshih shkol'nikov: kommunikativno-dejatel'nostnyj podhod (Literary Education of Younger School Pupils: Communicative-Active Approach), Moscow, 2004.
5. Kudina G. N., Novljanskaja Z. N. Metodicheskoe posobie k uchebniku «Literaturnoe chtenie» dlja 3 klassa chetyrehletnej nachal'noj shkoly (Methodological Book to Textbook “Literary Reading” for the 2 Form of 4-Years Elementary School), Moscow, 2003.
6. Kudina G. N. Novljanskaja Z. N. Literatura kak predmet jesteticheskogo cikla. 2-j klass: Metodicheskie rekomendacii (Literature as Subject of Esthetic Cycle. The 2nd Form: Methodological Recommendations), Moscow, 1994.

Никитченков Алексей Юрьевич

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

Никулина Елена Николаевна

Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов на примере свт. Феофана Затворника

Никулина Е. Н. Методология историко-педагогического исследования наследия церковных авторов на примере свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 84-88
PDF
В статье рассмотрены возможности применения современных методологических подходов и методов историко-педагогических исследований для изучения наследия представителей православной педагогической традиции.
методология историко-педагогических исследований, история религиозного образования и педагогической мысли
1. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij (Pedagogics: Textbook for Students of Pedagogical High Schools), Moscow, 2002.
2. Bobryshov S. V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitija pedagogicheskogo znanija: metodologija i teorija (Historical-Pedagogical Study of Development of Pedagogical Knowledge: Methodology and Theory), Stavropol', 2006.
3. Kopyl A. N. 2007 “O metodologicheskih osnovanijah istorii pedagogiki i obrazovanija” (About Methological Grounds of History of Pedagogics and Education), in Pedagogika, 2007, vol. 8.
4. Bondarevskaja E. V., Kul'nevich S. V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teorijah i sistemah vospitanija (Pedagogics: Person in Humanistic Theories and Systems of Education), Rostov-n/D, 1999.
5. Kotova I. B., Shijanov E. N. Filosofsko-gumanisticheskie osnovanija pedagogiki (Philosophical-Humanistic Grounds of Pedagogics), Rostov-n/D, 1997.
6. Ushinskij K. D. 1948–1953 “Trud v ego psihicheskom i vospitatel'nom znachenii”, in Sobranie sochinenij, Moscow, Leningrad, 1948-1953, vol. 2, pp. 347, 352-353.
7. Pirogov N. I. 1985 “Nuzhno li sech' detej i sech' v prisutstvii drugih detej?” (Is it Necessary to Flog Children and Flog in Presence of Other Chidren), in Izbrannye pedagogicheskie sochinenija, Moscow, 1985, pp. 102-107.
8. Ushinskij K. D. 1953 “Vnutrennee ustrojstvo severo-amerikanskih shkol” (Inner Structure of North American Schools), in Sobranie sochinenij, Moscow, Leningrad, 1948–1953, vol. 2, pp. 219-220.
9. Pol'skov K. O. 2010 “K voprosu o nauchnom bogoslovskom metode” (To Question about Scientific Theological Methode), in Voprosy filosofii, 2010, vol. 7, p. 96.

Никулина Елена Николаевна

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Чмелева Елена Викторовна

Взгляды М. М. Манасеиной на религиозное воспитание

Чмелева Е. В. Взгляды М. М. Манасеиной на религиозное воспитание // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 89-98
PDF
В статье анализируется концепция М. М. Манасеиной о непрерывном религиозном воспитании детей от рождения до 24 лет. Педагогическое наследие ученого не утратило своей актуальности и может представлять интерес для теории и современной педагогической практики.
история отечественной педагогики, М. М. Манасеина, вера и наука, религиозное воспитание
1. Ushinskij K. D. Pedagogicheskie sochinenija (Pedagogical Works), Moscow, 1988, vol. 1.
2. Metod nauchnoj pedagogiki Marii Montessori (Method of Scientifical Pedagogics of Maria Montessori), Kiev, 1993.

Чмелева Елена Викторовна

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Макаров Михаил Иванович

Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогической мысли XI — нач. ХХI в

Макаров М. И. Провиденциалистская идея воспитания в отечественной педагогической мысли XI — нач. ХХI в // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 99-105
PDF
В статье рассматриваются истоки и особенности развития провиденциалистской идеи воспитания в отечественной педагогической мысли XI — нач. ХХI вв. Автор исследует провиденциалистскую идею воспитания, с одной стороны, как явление, связанное с представлениями о христианстве, с другой — как сформировавшееся явление педагогической мысли, связанное с мировыми общественными и духовными процессами. Особое внимание в статье обращается на взаимосвязь и соответствие педагогических построений и провиденциалистских положений. Автор приходит к выводу, что в результате глубокого и широкого развития провиденциалистской идеи воспитания в отечественной педагогической мысли сформировалась концепция провиденциально ориентированного воспитания.
провиденциалистская идея воспитания, отечественная педагогическая мысль, концепция провиденциально ориентированного воспитания

Макаров Михаил Иванович

ПСИХОЛОГИЯ

Носкова Наталья Витальевна

История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии

Носкова Н. В. История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 109-120
PDF
В статье представлены результаты аналитического исследования решения проблемы привязанности в отечественной психологии. В данной статье акцент сделан на работах, выполненных в научной школе М. И. Лисиной. На примере конкретных исследований показаны аспекты изучения привязанности в отечественной детской психологии в русле генезиса общения. Поставлены вопросы и намечены перспективы изучения привязанности в контексте культурно-исторической психологии.
привязанность, генезис общения, онтогенез потребности в общении, образ себя, «пра-мы»
1. Smirnova R. A. Formirovanie izbiratel'nyh privjazannostej u detej doshkol'nogo vozrasta. Avtoref. ... kand. psihol. nauk (Forming of Selective Attachments by Children of Preschool Age. Dissertation Abstract), Moscow, 1981.
2. Gagarina M. A. Rol' reprezentacij materinskoj privjazannosti v genezise addiktivnogo povedenija: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk (Role of Representations of Mother Attachment in Genesis of Addictive Behavior: Dissertation Abstract), Moscow, 2006.
3. Jaremchuk M. V. Rol' privjazannosti k roditeljam v formirovanii romanticheskih otnoshenij v starshem podrostkovom vozraste: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk (Role of Attachment to Parents in Forming of Romantic Relations in Elder Teenager Age: Dissertatoin Abstract), Moscow, 2006.
4. Pupyreva E. V. Jemocional'naja privjazannost' k materi kak faktor stanovlenija avtonomii lichnosti v mladshem shkol'nom vozraste: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk (Emotional Attachment to Mother as Factor of Forming of Person in Young School Age: Dissertation Abstract), Moscow, 2007.
5. Bajarmaa C. Sravnitel'noe issledovanie privjazannosti k uchitelju u uchashhihsja pervogo klassa v rossijskih i mongol'skih shkolah: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk (Comparative Study of Attatchment to Teacher by Pupils of the First Form in Russian and Mongolian Schools: Dissertation Abstracts), Moscow, 2008.
6. Vasilenko M. A. Privjazannost' rebenka k materi kak faktor rannej socializacii: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk (Attachment of Child to Mother as Factor of Early Socialization: Dissertation Abstract), Kursk, 2011.
7. Kazanceva T. V. Social'no-psihologicheskie determinanty mezhlichnostnoj privjazannosti: Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk (Social-Psychological Determinants of Interpersonal Attachment: Dissertation Abstract), Saint-Petersburg, 2011.
8. Smirnova E. O. 1995 “Teorija privjazannosti: koncepcija i jeksperiment” (Theory of Attachment: Concept and Experiment), in Voprosy psihologii, 1995, vol. 3, pp. 148.
9. Avdeeva N. N. 1996 “Stanovlenie obraza sebja u detej pervyh let zhizni” (Forming of Self Image by Children of First Years of Life), in Voprosy psihologii, 1996, vol. 4, pp. 5—16.
10. Avdeeva N. N. 1997 “Privjazannost' rebenka k materi i obraz sebja v rannem detstve” (Attachment of Child to Mother and Self Image in Early Childhood), in Voprosy psihologii, 1997, vol. 4, pp. 3—12.
11. Avdeeva N. N., Hajmovskaja N. A. Razvitie obraza sebja i privjazannostej u detej ot rozhdenija do treh let v sem'e i dome rebenka (Development of Self Image and Attachments by Children from Birth to Three Years in Family and Asylum), Moscow, 2003.
12. Dianova A. L. Kormlenie kak situacija obshhenija materi i rebenka: Rukopis' dipl. raboty (Nursing as Situation of Intercourse of Mother and Child: Diploma Manuscript), Barnaul, 2007.
13. Avdeeva N. N., Hohlacheva I. V. 2010 “Osobennosti privjazannosti rebenka k materi, stil' detsko-roditel'skih otnoshenij i adaptacija rebenka k DOU” (Features of Attachment of Child to Mother, Style of Children-Parents Relations and Adaptation of Child to DOU), in Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2010, vol. 3, pp. 97-105.

Носкова Наталья Витальевна

Двойнин Алексей Михайлович; Данилова Галина Игоревна

Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы

Данилова Г. И. Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 121-130
PDF
В статье обсуждаются различные методологические проблемы психологического исследования феномена веры. Обосновывается возможность психологического исследования веры, анализируются трудности исследования. Констатируется, что проблема веры находится в фазе ее постановки, формулируются конкретные вопросы, ставящие проблему веры. Проводится различие между философским и психологическим подходами к вере, раскрывается специфика психологического подхода. В рамках такого подхода авторами статьи формулируются положения ценностно-смыслового подхода и его требования к исследованию веры. Также в работе представлен критический анализ различных исследовательских стратегий при изучении веры, реализующихся в психологии и намечается продуктивная стратегия исследования.
методологические проблемы, феномен веры, философский подход, психологический подход, ценностно-смысловой подход, исследовательские стратегии
1. Skripkina T. P. Psihologija doverija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij (Psychology of Confidence: Texbook for Pedagogical Students), Moscow, 2000.
2. Petrovskij A. V., Jaroshevskij M. G. Teoreticheskaja psihologija (Theoretical Psychology), Moscow, 2001.
3. Dubrovskij D. I. 2002 “Vera i znanie” (Faith and Knowledge), in Problema ideal'nogo. Sub’ektivnaja real'nost', Moscow, 2002, pp. 271-310.
4. Borunkov Ju. F. Struktura religioznogo soznanija (Structure of Religious Consciousness), Moscow, 1991.
5. Platonov K. K. O sisteme psihologii (About System of Psychology), Moscow, 1972.
6. Bukin V. R., Erunov B. A. Na grani very i neverija: filosofsko-psihologicheskij ocherk (On the Brink of Faith and Unbelieve: Philosophical-Psychological Survey), Leningrad, 1974.
7. Fowler J. W. Stages of Faith: The Psychology of Human Development and the Quest for Meaning, San Francisco, 1995.
8. Kozyreva A. K. 1971 “Vera i znanie“ (Faith and Knowledge), in Uchenye zapiski LGPI im. A. I. Gercena, Leningrad, 1971, vol. 444, vol. 1, pp. 132—145.
9. Petrushenko V. L., Shherbakova G. N. Vera v duhovnom mire lichnosti (Faith in Spiritual World of Person), L'vov, 1989.
10. Rubinshtejn S. L. 2003 “Bytie i soznanie” (Being and Consciousness), in Bytie i soznanie. Chelovek i mir, Saint-Petersburg, 2003, p. 45.
11. Vasiljuk F. E. Metodologicheskij analiz v psihologii (Methodological Analysis in Psychology), Moscow, 2003.

Двойнин Алексей Михайлович


Данилова Галина Игоревна

Шувалов Александр Владимирович

Детские суициды: попытка осмысления проблемы

Шувалов А. В. Детские суициды: попытка осмысления проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 131-141
PDF
В статье выдвинута гипотеза, что основным источником детских и подростковых суицидов в современной России является антропологический кризис, переживаемый обществом. Проанализированы культурно-исторические и духовно-психологические предпосылки суицидального поведения несовершеннолетних. Обоснована точка зрения, что общими способами предупреждения детских суицидов являются основанная на любви забота и воспитание детей в духе святоотеческой традиции.
суицидальное поведение, антропологический кризис, традиционализм, постмодернизм, педагогическая сверхзадача

Шувалов Александр Владимирович

Воля Елена Сергеевна

О проблеме соотношения предмета и метода в нормативных исследованиях

Воля Е. С. О проблеме соотношения предмета и метода в нормативных исследованиях // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 142-147
PDF
В статье поставлена и анализируется проблема соотношения предмета и метода нормативного исследования учительства.
метод, предмет исследования, нормативное исследование, образовательная биография, учительство
1. Rikkert G. Granicy estestvennonauchnogo obrazovanija ponjatij: Logich. vved. v ist. nauki (Frontiers of Natural Sciencific Ideas Forming: Logical Introduction in Science History), Saint-Petersburg, 1997.
2. Volja E. S. 2011 “Obrazovatel'naja biografija v svete psihologicheskih refleksij” (Educational Biography in Light of Psychological Reflexion), in Vestnik PSTGU. Serija IV. Pedagogika. Psihologija, Moscow, 2011, vol. 4/23, pp. 135-142.
3. Vladislavlev M. I. Psihologija: Issledovanie osnovnyh javlenij dushevnoj zhizni (Psychology: Study of Main Events of Soul Life), Saint-Petersburg, 1881, vol. 1-2.
4. Snegirev V. A. Psihologija: Sist. kurs chtenij po psihologii. prof. Kazan. duhovn. akad. V. A. Snegireva (Psychology: Systematic Reading Course for Psychology of Professor of Spiritual Academy of Kazan’ V. A. Snegirev), Har'kov, 1893.
5. Grot N. Ja. 1886 “O dushe v svjazi s sovremennymi uchenijami o sile: Opyt filos. postroenija” (About Soul in Connection with Modern Teachings about Force: Experience of Philosophic Formation), in [Soch.] N. Ja. Grota, prof. filosofii Novorossijskogo. un-ta, Odessa, 1886, vol. 2/4, p. 16.
6. Chelpanov G. I. 2009 “Zadachi sovremennoj psihologii” (Objectives of Modern Psychology), in Jeksperimental'naja psihologija, 2009, vol. 2, pp. 116-127.
7. ChusovA. V. 2012 “O perspektivah razvitija metodologii nauki: modelirovanie, ob’ektivacija, obshhaja struktura metoda” (About Perspectives of Development of Science Methodology: Modelling, Objectivation, General Structure of Method), in Voprosy filosofii, Moscow, 2012, vol. 1, p. 69.
8. Gessen S. I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuju filosofiju (Basics of Pedagogics. Introduction to Applied Philosophy), Moscow, 1995.
9. Gessen S. I. 1998 “Moe zhizneopisanie” (My Life Description), in Gessen S. I. Izbrannye sochinenija, Moscow, 1998, pp. 723— 782.
10. Volja E. S. 2012 “Obrazovatel'naja biografija Sergeja Gessena“ (Educational Biography of Sergej Gessen), in Professional'noe obrazovanie i obshhestvo, Jaroslavl', 2012, vol. 4.
11. Ogurcov A. P., Platonov V. V. Obrazy obrazovanija. Zapadnaja filosofija obrazovanija. XX vek (Images of Education. Western Philosophy of Education. XX Century), Saint-Petersburg, 2004.
12. Volja E. S., Chusov A. V. 2012 “Normativnyj podhod k issledovaniju vosproizvodstva uchitel'stva v kul'ture” (Normative Approach to Study of Reproduction of Teaching in Culture), in Professional'noe obrazovanie i obshhestvo, Jaroslavl', 2012, vol. 2.
13. Rjokelajn H. 2000 “Razmyshlenija o vospitanii i zhiznennom puti v avtobiografijah jepohi vysokogo Srednevekov'ja” (Thoughts about Education and Life Way in Autobiographies of Epoch of High Middle Ages), in Henningsen Ju. Avtobiografija i pedagogika, Moscow, 2000, p. 107.
14. Henningsen Ju. Avtobiografija i pedagogika (Autobiography and Pedagogics), Moscow, 2000.
15. Bezrogoe V. G. 2000 “Avtobiografija i istorija: nekotorye kommentarii istorika k avtobiograficheskim issledovanijam” (Autobiography and History: Some Commentaries of a Historian to Autobiographical Studies), in Henningsen Ju. Avtobiografija i pedagogika, Moscow, 2000, p. 140.
16. Levchenko E. V. 2007 “Istorija introspekcii v Rossii (konec XIX — nachalo XX v.)” (History of Introspection in Russia (End of XIX — Begin of XX Century)), in Metodologija i istorija psihologii, 2007, vol. 2/2, p. 54.
17. Volja E. S. O metode: Normativnyj analiz obrazovatel'noj biografii: Monografija (About Method: Normative Analysis of Educational Biography: Monography), Moscow, 2012.
18. Chusov A. V. 2012 “O perspektivah razvitija metodologii nauki: modelirovanie, ob’ektivacija, obshhaja struktura metoda” (About Perspectives of Development of Science Methodology: Modelling, Objectivation, General Structure of Method), in Voprosy filosofii, Moscow, 2012, vol. 1, pp. 68-69.

Воля Елена Сергеевна